0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Копейка ваз 2101 жигули

ВАЗ-2101 «Жигули» – 50: как создавалась знаменитая «Копейка»

Полвека назад с конвейера сошел первый автомобиль ВАЗ-2101. Тогда он был сокровенной мечтой практически каждой советской семьи. Первая модель действительно была самой дешевой в вазовской линейке, чего не скажешь о ней сейчас. Сегодня цена за раритетное авто в отличном состоянии может достигать полутора миллионов рублей, сообщает корреспондент «МИР 24» Андрей Еганов.

Привычная картина – владелец «Жигулей» у открытого капота. Но Антон Кочетков не ремонтирует, а лишь проводит плановый ТО. Он решил тряхнуть стариной и выгулять свою «Копейку». Выезжает на ней только в теплое время года. Бережет любимую, которая разменяла уже пятый десяток. «Это тебе не иномарка. Здесь четкий руль, здесь тормоза без усилителя, руль без гидроусилителя. Ты хорошо слышишь, как мотор работает. Офигенно! Мне это очень нравится», – рассказал владелец «ВАЗ-2101» Антон Кочетков.

Такие поездки для него – ностальгия. Точно такая же модель была первым автомобилем его отца. Свою классику Антон приобрел буквально за копейки 10 лет назад, она была переделана под спортивное авто. Все это время Антон сбрасывал все настройки до заводских. «Было принято решение вернуть все в сток. Начинал с мотора, потом подвеской занялся, чтобы он был как с завода», – добавил он.

Полвека назад вазовский первенец был хитом продаж. Прообразом «Копейки» был итальянский Fiat 124. Но прежде чем стать продуктом советского автопрома, советские конструкторы внесли ряд изменений, применив свои разработки. Так, распредвал получил верхнее расположение в двигателе. Модель оснащена двигателем объемом 1,2 литра и мощностью 64 лошадиные силы, четырехступенчатой коробкой передач, усиленным сцеплением и отличной от Fiat задней подвеской. «Вроде бы автомобиль тот же самый, но везде по чуть-чуть. Где-то сильнее, где-то меньше пришлось его укреплять, дорабатывать, совершенствовать. В исходном состоянии он не выдержал бы наших дорог», – отметил автоэксперт Петр Баканов.

В итоге получилась машина-легенда. Она выдержала проверку и суровыми погодными условиями, и дорогами, и, главное, временем. Выпускали ее почти 20 лет. Сейчас «Копейка» рубль не бережет. За классику автожанра в идеальном состоянии просят от 300 тысяч рублей до полутора миллионов.

ВАЗ-2101 был популярен не только в социалистических, но и в капиталистических странах. На экспорт машина шла под маркой «Лада». В мировую историю автопрома «Копейка» вошла как один из самых массовых автомобилей, выпуск которого немного не дотянул до пяти миллионов штук.

ВАЗ-2101

В 1966 году между Советским Союзом и итальянской компанией «Фиат» было подписано соглашении о совместном строительстве автомобильного завода и выпуске на нем модели Fiat 124. Уже через год в Тольятти началось строительство нового предприятия, а в 1970 году в конвейера завода сошли первые машины.

Седан, получивший название ВАЗ-2101 «Жигули», имел типичную для тех лет классическую компоновку, а за время подготовки к серийному выпуску в его конструкцию было внесено множество изменений. Например, в отличие от «Фиата», советский автомобиль оснащали двигателем не с нижним, а с верхним расположением распредвала. Сам мотор объемом 1,2 литра развивал 64 л. с. Кроме того, «Жигули» получили усиленное сцепление, модернизированную четырехступенчатую коробку передач, измененную конструкцию задней зависимой подвески, задние барабанные тормоза вместо дисковых.

Читать еще:  Датчик холостого хода ваз 2107

Седан ВАЗ-21011, 1974–1983

В 1974 году началось производство модификации ВАЗ-21011 с 1,3-литровым двигателем мощностью 69 л. с. Также эта версия отличалась формой бамперов, видоизмененными задними фонарями и наличием фонаря заднего хода, рулем и сиденьями другой формы. С 1977 года в Тольятти делали также версию 21013 с перечисленными внешними изменениями, но с прежним мотором объемом 1,2 литра. В небольших количествах, в основном для милиции, выпускался ВАЗ-21016 с 1,5-литровым силовым агрегатом.

Интерьер седана ВАЗ-21011, 1974–1983

В конце семидесятых – начале восьмидесятых «копейка» стоила 6600 рублей. «Жигули» продвались не только в СССР, но и поставлялись на экспорт под названиями Lada 1200 и Lada 1300. Для рынков Великобритании и некоторых других стран делали и версии с правым рулем.

На базе «копейки» были созданы универсал ВАЗ-2102 и седан ВАЗ-2103, а в последующем — серия других моделей «классического» семейства. Производство модификации ВАЗ-2101 продолжалось до 1982 года, версию 21011 делали до 1983 года, а 21013 — до 1988 года. Всего было выпущено 2 710 930 «Жигулей» первой модели.

Лада 2101

ВАЗ 2101 — первый автомобиль Волжского Автозавода, вышедший с конвейера в 1970 году. Незадолго до этого советское правительство поставило план построить в стране еще один автомобильный завод для выпуска «народной» машины, причем с готовностью привлечь к этому делу иностранных производителей. Выбор пал на Fiat 124 — эта итальянская модель в 1965 году стала «автомобилем года».

Подготовка технического проекта завода с отведенной площадкой в городе Тольятти была поручена концерну «Fiat». Согласно контракту, на зарубежных специалистов возлагалось технологическое оснащение завода и обучение персонала. Как вскоре выяснилось, в «чистом» виде модель не была приспособлена для тех климатических условий, в которых ей предстояло эксплуатироваться. Целый год ушел только на адаптацию, чтобы автомобиль стал выпускаться уже в своем завершенном виде, как первая модель, ставшая родоначальницей семейства «Жигули».

На тот момент сравнение «копейки» с другими советскими автомобилями было явно не в пользу последних. «Жигули» отличались легким пуском, очень эффективной «печкой», просторным багажником, информативной коробкой передач и, что немаловажно, уверенным поведением на дороге. Да и качество производства было намного выше, чем на других автозаводах. К тому же первые «жигули» стали еще даже лучше прототипа, не только в техническом плане, но и по части комфорта — например, благодаря появившейся возможности разложить сиденья и превратить салон в полноценное спальное место. Следующей модификацией стала ВАЗ-21011 («ноль одиннадцатая»), с мотором увеличенной мощности, где использовались более удобные по форме передние сиденья. Салона коснулись и другие изменения, в частности: черная комбинация приборов, отделка панели «под дерево», руль без «кольца», пепельницы, из задних подлокотников перенесенные непосредственно на панели дверей, омыватель на подрулевом рычаге. Помимо прочего, эти автомобили внешне отличались решеткой радиатора, бамперами с резиновыми накладками и без «клыков», стоп-сигналами и указателями поворота с отражателями. На задних стойках кузова находились отверстия вытяжной вентиляции салона, прикрытые декоративными решетками. Модель ВАЗ-21013 представляла собой сочетание кузова 21011 с двигателем 2101.

Читать еще:  Клапан рециркуляции картерных газов

Одной из отличительных особенностей первых «жигулей» от своего прообраза, как уже отмечено, стали новые двигатели. Если на Fiat 124 использовались моторы с нижним распредвалом и штанговым приводом клапанов, то у «жигулей» двигатели с индексами 2101 и 2103 имели верхний распредвал и новый карбюратор, а также возможность ручной заводки от «кривого стартера», для которого в бампере специально проделали отверстие — это было одно из обязательных условий адаптации. Чтобы автомобиль можно было завести даже при отказе стартера или аккумулятора.

Кроме модернизированных двигателей автомобиль получил усиленный кузов, измененное сцепление, более «живучие» барабанные задние тормоза вместо дисковых. В коробке передач доработали конструкцию синхронизаторов. Был увеличен и дорожный просвет, т.к. качество дорожного покрытия оставляло желать лучшего. Была значительно усилена подвеска, и тем самым улучшены технические характеристики ВАЗ 2101. Передняя подвеска, к примеру, была полностью переработана: изменена ее кинематика, усилены многие детали, в том числе пружины и шаровые опоры. Ведущий мост — новый. Архаичная трехрычажная задняя подвеска уступила место прогрессивной пятиштанговой конструкции. Вместо двух проушин под домкрат (по одной с каждого борта) появились четыре, что обеспечивало гораздо более надежное «вывешивание» автомобиля.

В плане безопасности «жигули» демонстрировали серьезный прогресс. Во-первых, в автомобиле впервые были использованы травмобезопасные наружные ручки дверей. Кроме того, появилось наружное зеркало заднего вида. Была установлена травмобезопасная рулевая колонка, но вот ремни безопасности тогда еще только начали входить в оснащение отечественных автомобилей, и «жигули» еще какое-то время выпускались без них, однако с приходом люксовой модели ВАЗ-2103 ремни безопасности стали обязательными на всех машинах. В машинах на экспорт можно было встретить подголовники передних сидений, задние ремни безопасности и обогреватель заднего стекла.

Трудно сказать, какой была бы судьба отечественного автопрома, если бы советское правительство выбрало тогда, в конце 60-х, другой автомобиль, с более современной переднеприводной компоновкой. Ведь Fiat 124, хоть и считался «автомобилем года» и был, безусловно, отличным образцом, но относился к уже устаревшему классу, в то время как мировые производители активно переходили на передний привод. Впрочем, и без того, благодаря новым стандартам удалось поднять отечественное производство на более высокий уровень, а народ получил отличный автомобиль, за которым позже закрепились прозвище «копейка». Сегодня эти автомобили — вызывающий интерес раритет, особенно машины первых годов выпуска.

Читать еще:  Yokohama ice guard ig55 тест за рулем

Легендарная «копейка»: 50 лет назад с конвейера сошёл первый ВАЗ-2101

В 1966 году советские власти подписали договор о сотрудничестве с руководством FIAT. Вскоре ЦК КПСС принял решение о строительстве автомобильного завода в городе Тольятти. Итальянские специалисты совместно с 60 советскими НИИ и 190 предприятиями создали для него новую машину на базе FIAT-124 / Дмитрий Донской/РИА Новости

В ходе разработки советского седана ВАЗ-2101 клиренс по сравнению с итальянским прототипом был увеличен до 175 мм, двигатель стал верхнеклапанным, коробка передач — четырёхступенчатой, задние тормоза — барабанными, а ручки дверей — рычажными. «Копейка» стала тяжелее своего прототипа на 90 кг / Юрий Абрамочкин/РИА Новости

19 апреля 1970 года на Волжском автозаводе была собрана первая партия из шести ВАЗ-2101. Дебютный экземпляр сошёл с конвейера под контролем итальянского шеф-инструктора Бенито Гуидо Савоини. После 19 лет эксплуатации первая товарная «копейка» была помещена в заводской музей / Юрий Абрамочкин/РИА Новости

В августе 1970 года Волжский автозавод начал реализацию ВАЗ-2101 в Куйбышевской области, а в октябре того же года первая товарная партия новых автомобилей прибыла в Москву. Купить «единичку» частному лицу можно было только после долгого ожидания в очереди / Эдуард Эттингер/РИА Новости

ВАЗ-2101 был назван «Жигули» в честь возвышенности на правом берегу Волги. Для экспортного варианта «Жигулей» было выбрано название Lada. Впоследствии именно оно стало основным брендом АвтоВАЗа. Более 57 тыс. экспортных «копеек» было направлено в страны социалистического содружества / Юрий Абрамочкин/РИА Новости

Конструкторы завода разработали и ряд модификаций «единички». Самой известной из них стал ВАЗ-21011 с усовершенствованным кузовом и 69-сильным двигателем с рабочим объёмом 1,3 л. Также появились пикап ВАЗ-2101, ВАЗ-21018 и другие / Юрий Евсюков/РИА Новости

Для нужд милиции конструкторы создали ВАЗ-2101-94 с двигателем 1,5 л, а для спецслужб — ВАЗ-21015 «Карат» с дополнительным бензобаком, точками для установки спецоборудования и пружинами задней подвески от ВАЗ-2102 / Михаил Воскресенский/РИА Новости

ВАЗ-2101 активно использовался в спортивных гонках. Эксперты называли автомобиль лёгким и динамичным, а его мотор — отлично поддающимся форсировке. Уже в 1971 году «единичка» участвовала в командном первенстве зимнего чемпионата СССР по ралли и в марафоне «Тур Европы — 71» / РИА Новости

Производство ВАЗ-21011 продолжалось до 1981 года, а классической модели ВАЗ-2101 — до 1982-го. Отдельные модификации «копейки» выпускались до конца 1980-х. Всего было произведено свыше 2,7 млн ВАЗ-2101 (вместе с модификациями — 4,85 млн машин) / Павел Лисицын/РИА Новости

Неприхотливую «копейку» до сих пор можно встретить на российских дорогах. В 2000 году она заняла первое место в организованном журналом «За рулём» голосовании по определению лучшего отечественного автомобиля ХХ века. За неё проголосовали 25% участников опроса / Михаил Воскресенский/РИА Новости

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector