0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Максимальный пролет для сип

Полезное по электроавтоматике, оборудованию, по КИПиА и программированию.

Записки технократа

Личный wiki-дневник по КИПиА, ремонту электронике, рацухам и программированию!

Особенности применения СИП-4

Практически бытовой провод СИП-4 — данный провод не предназначен для магистральных линий, а только для ответвления и прокладке по фасадам здания и ответвлений от ВЛ. Для магистральных воздушных линий применяется другой кабель СИП, имеющий в конструкции стальной трос или жилу из спец. сплава, предупреждающие вытягивание и провисание кабеля.

2.4.19. Длина пролета ответвления от ВЛ к вводу должна определяться расчетом в зависимости от прочности опоры, на которой выполняется ответвление, высоты подвески проводов ответвления на опоре и на вводе, количества и сечения жил проводов ответвления.
При расстояниях от магистрали ВЛ до здания, превышающих расчетные значения пролета ответвления, устанавливается необходимое число дополнительных опор.

А вот на воздушных линиях он неприменим, до диаметров 35мм2:
2.4.14. По условиям механической прочности на магистралях ВЛ, на линейном ответвлении от ВЛ и на ответвлениях к вводам следует применять провода с минимальными сечениями, указанными в табл.2.4.1 и 2.4.2.

В магистрали 35 мм2. В таблице 2.4.1 Минимально допустимые сечения изолированных проводов 16 мм2 не рассматривается, только для ответвлений.

Расстояние между опорами величина расчетная нормально пролет до 40 м — с учетом нагрузки тяжения проводов на опоры, возможности натяжки пролета, нормативных требований не видел нигде, провисы регламентируются.

Длина пролета провода СИП-4 по воздуху согласно пункта 2.4.12 ПУЭ шестое издание -длина ответвления не должна быть более 25 метров. Высота изолированных проводов 2.5 метра. Все просто 25 и 2,5;

2.4.19. Длина пролета ответвления от ВЛ к вводу должна определяться расчетом в зависимости от прочности опоры, на которой выполняется ответвление, высоты подвески проводов ответвления на опоре и на вводе, количества и сечения жил проводов ответвления.
При расстояниях от магистрали ВЛ до здания, превышающих расчетные значения пролета ответвления, устанавливается необходимое число дополнительных опор.

Максимально допустимое расстояние от опоры до дома зависит от климатических условий местности, то есть от ветра в районе и толщины стенки гололёда. В зависимости от конструкций опор и предполагаемых нагрузок на них, допускается расстояния между опорами:
— до 15 метров в особо тяжёлых условиях (открытая местность, 4 район по ветру, особо гололёдный район);
— на открытой местности в 1 и 2 районах до 40 метров;
— в застроенной местности до 45 метров.

Для определения района, к которому относится Ваша местность, нужно воспользоваться специальными географическими картами, которые размещены в ПУЭ-7 п.2.5 Климатические условия и нагрузки.

ПУЭ-6 2.4.55
Расстояние по вертикали от проводов ВЛИ до поверхности земли в населенной и ненаселенной местности до земли и проезжей части улиц должно быть не менее 5 м. Оно может быть уменьшено в труднодоступной местности до 2,5 м и в недоступной (склоны гор, скалы, утесы) — до 1 м.
При пересечении непроезжей части улиц ответвлениями от ВЛИ к вводам в здания расстояния от СИП до тротуаров пешеходных дорожек допускается уменьшить до 3,5 м.
Расстояние от СИП и изолированных проводов до поверхности земли на ответвлениях к вводу должно быть не менее 2,5 м.
Расстояние от неизолированных проводов до поверхности земли на ответвлениях к вводам должно быть не менее 2,75 м.

ПУЭ-7
2.4.2
Воздушная линия (ВЛ) электропередачи напряжением до 1 кВ — устройство для передачи и распределения электроэнергии по изолированным или неизолированным проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным линейной арматурой к опорам, изоляторам или кронштейнам, к стенам зданий и к инженерным сооружениям.
Воздушная линия электропередачи напряжением до 1 кВ с применением самонесущих изолированных проводов (СИП) обозначается ВЛИ. Самонесущий изолированный провод — скрученные в жгут изолированные жилы, причем несущая жила может быть как изолированной, так и неизолированной. Механическая нагрузка может восприниматься или несущей жилой, или всеми проводниками жгута.

2.4.5
Механический расчет элементов ВЛ должен производиться по методам, изложенным в гл. 2.5.

2.4.11
Климатические условия для расчета ВЛ до 1 кВ в нормальном режиме должны приниматься как для ВЛ до 20 кВ в соответствии с 2.5.38 — 2.5.74. При этом для ВЛ до 1 кВ следует принимать:
при расчете по 2.5.52: Сх = 1,1 — для СИП, свободных или покрытых гололедом;
при расчете по 2.5.54 и 2.5.55:
Ynw = Ynг = 0,8 — для одноцепных ВЛ;
Ynw = Ynг = 0,9 — для одноцепных ВЛ с подвеской на опорах ПВ;
Ynw = 1,0 и Ynг = 1,2 — для двухцепных и многоцепных ВЛ, а также при подвеске на опорах
ВЛ самонесущего неметаллического оптического кабеля (ОКСН);
Yр = 1,0 и К1 = 1,0 — во всех случаях.

2.4.12
Расчет длины пролета ответвления от ВЛ к вводу по 2.4.20 должен выполняться в гололедном режиме для двух случаев:
1) направление ветра под углом 90° к оси ВЛ, провода ВЛ покрыты гололедом bэ, толщина стенки гололеда на проводах ответвления bo = 0,5 bэ;
2) направление ветра вдоль ВЛ (угол 0°), толщина стенки гололеда на проводах ответвления bo = bэ.
При этом в обоих случаях следует учитывать редукцию тяжения проводов ответвления при отклонении верха опоры.

2.4.19
Длина пролета ответвления от ВЛ к вводу должна определяться расчетом в зависимости от прочности опоры, на которой выполняется ответвление, высоты подвески проводов ответвления на опоре и на вводе, количества и сечения жил проводов ответвления. При расстояниях от магистрали ВЛ до здания, превышающих расчетные значения пролета ответвления, устанавливается необходимое число дополнительных опор.

2.4.53
Опоры ВЛ должны рассчитываться по первому и второму предельному состоянию в нормальном режиме работы ВЛ на климатические условия по 2.4.11 и 2.4.12. Промежуточные опоры должны быть рассчитаны на следующие сочетания нагрузок: одновременное воздействие поперечной ветровой нагрузки на провода, свободные или покрытые гололедом, и на конструкцию опоры, а также нагрузки от тяжения проводов ответвлений к вводам, свободных от гололеда или частично покрытых гололедом (по 2.4.12); на нагрузку от тяжения проводов ответвлений к вводам, покрытых гололедом, при этом допускается учет отклонения опоры под действием нагрузки; на условную расчетную нагрузку, равную 1,5 кН, приложенную к вершине опоры и направленную вдоль оси ВЛ. Угловые опоры (промежуточные и анкерные) должны быть рассчитаны на результирующую нагрузку от тяжения проводов и ветровую нагрузку на провода и конструкцию опоры.
Анкерные опоры должны быть рассчитаны на разность тяжения проводов смежных пролетов и поперечную нагрузку от давления ветра при гололеде и без гололеда на провода и конструкцию опоры. За наименьшее значение разности тяжения следует принимать 50 % наибольшего значения одностороннего тяжения всех проводов. Концевые опоры должны быть рассчитаны на одностороннее тяжение всех проводов. Ответвительные опоры рассчитываются на результирующую нагрузку от тяжения всех проводов.

Максимальный пролет для сип

В этой статье хочу предоставить методику расчета стрелы провеса самонесущих изолированных проводов типа СИП-2А. По этой методике вы сможете рассчитать стрелу провеса СИП при длине пролета, отличного от типового значения. Хотите пролет сделать более 40м?

Данную методику в принципе можно применить и к СИП-1, СИП-1А и СИП-2.

СИП-1 отличается от СИП-2 изоляцией жил. У СИП-1 применяют светостабилизированный термопластический полиэтилен (ПЭ), а у СИП-2 светостабизилизированный сшитый ПЭ. Буква «А» указывает, что нулевая несущая жила в изоляции. По характеристикам СИП-2 лучше, чем СИП-1, он пропускает больший ток и имеет чуть меньшую массу.

Целью данного расчета является определение усилия натяжения несущего провода при заданной температуре монтажа, а также определение стрелы провеса СИП.

Расчет провеса СИП

Определим усилие натяжения Т(даН) в зависимости от температуры окружающей среды во время монтажа.

1 Сперва нужно посчитать по формуле ниже эквивалентную длину пролета ае(м)

Эквивалентная длина пролета

2 По таблице определяем параметр Р в зависимости от эквивалентной длины пролета ае и сечения провода.

3 По полученному значению Р, эквивалентной длине пролета ае и по заданной температуре окружающей среды во время монтажа определяем усилие натяжения Т по таблице.

Определение усилия натяжения Т (даН)

Расчет величины стрелы провеса провода СИП.

Стрелу провеса самонесущего изолированного провода определяют по следующей формуле:

Читать еще:  Круиз контроль своими руками

где а — длина пролета;

р — линейный вес (даН/м);

Т — механическое натяжение (даН).

Линейный вес провода СИП можно взять из таблицы ниже либо из каталога производителя.

Примечание: EP — провода освещения.

Под действием температуры метал либо расширяется, либо сужается, поэтому и меняется натяжение провода Т. Если необходимо посчитать максимальный провис СИП, то для расчета нужно взять самый большой пролет и выбрать параметр Т исходя из температуры +40 градусов.

Получается ВЛЗ (ВЛИ) должна быть спроектирована таким образом, чтобы нагрузка на нулевой провод не превышала установленных значений.

Единственное, что смущает в этом расчете так это то, что не совсем понятно как учли толщину стенки гололеда. Ведь при обледенении проводов их вес увеличивается, соответственно и увеличивается стрела провеса и механическое натяжение. На мой взгляд в таблице определения усилия Т при температуре -5 градусов гололед и налипание снега учтено.

Вот что скажут электросети и энергонадзор, если мы сделаем пролет более 40м? По возможности пролет нужно делать согласно типовым проектам, т.е. не более 40м.

Советую почитать:

А какие данные брать для 3×25+54,6?

Считайте как для 3×35+54,6. Вы хотите более 40м сделать пролет? Где данный провод собираетесь использовать?

Да нет, у меня расстояние от 17 до 30м между опорами. Используется для наружного освещения. По ТУ это минимальное сечение.

На такое расстояние и считать не нужно.

Я и не считал, но экспертиза затребовала.

Может проще сослаться на типовой проект, где указано 40м? Если вы из РБ, то посмотрите СТП 09110.20.186-09.

Очень жду статью про механический расчет проводов сип и опор с примерами.

В ПУЭ п 2.5 нет, конечно же, того,о чем спрашивали : «. механический расчет проводов сип и опор с примерами».

Если нет точного ответа-зачем писать?

Добрый день. Подскажите пожалуйста. Расстояние между опорами составляет 70м. Сколько м. кабеля потребуется, чтобы натянуть его между опорами, если стрела провиса равна 0,38м.

Добавьте 1 см на пролет и спите спокойно.

Наверное 1м имели ввиду))

Постройте дугу в автокаде и посмотрите на сколько она длиннее, чем 70м. Правда 40 см провис на 70 м мне кажется маловато.

Добрый день! А можете пояснить как измерить стрелу провеса на уже построенной ВЛ без применения тахеометра и без её отключения??

Добрый день. Если выполнен подвес по типовому, расчет стрел провеса по этой методике можно выполнить? (требует экспертиза,я из РФ)

Думаю да. Только я не понимаю,зачем рассчитывать, если вы не превышаете допустимого пролета. Ссылка на типовой проект не решает проблемы?

Видимо не решает. Однако я не стала делать расчет все равно,объяснив что расстояние не превышает допустимого и нет смысла считать. Буду ждать реакции)

этим расчетом мы находим «максимально допустимую стрелу провеса» или «стрелу провеса, которая у нас получится при выбранном натяжении, у уже введенного в эксплуатацию кабеля»? Просто, судя по формуле — чем больше натяжение (нагрузка на провод), тем меньше стрела провеса, что указывает на то, что мы рассчитываем «максимально допустимую стрелу». Я правильно понял?

*минимально допустимую стрелу провеса

т.к., чем больше мы сделаем стрелу провеса, тем менее у нас будет нагружен кабель, поэтому от увеличения стрелы провеса кабелю будет только лучше, значит «минимально допустимая», а не «максимально допустимая»

Правильно ли будет считать провис провода СИП 3 (1Х70) по этой формуле ?

f = a в квадр х р и разделить на 8Т

ГДЕ а в квадрате — длина пролета

р — линейный вес даН/м

Т — механическое напряжение

Да, только Т-механическое натяжение.

А допустимые значения стрел провеса есть?

В нормативной документации имеется ввиду

Здравствуйте мне нужно провести провод СИП 2Х16 С ОПОРЫ до гаража с помощью натяжителей. Растояние 60 метров. Какой примерно будет провис и не вредно ли это для провода?

Алексей. тот же вопрос. Отвод СИП 2 2*16 от магистрали к одиночному столбу через дорогу. Какие параметры указывать в «электрике» там нет такого сечения (кабеля)?

Попробуйте программу smartline.

60 м — приличное расстояние. Придется наверное ставить подставную опору.

Провис можете посчитать при помощи программы ЭЛЕКТРИК.

Большое человеческое спасибо!

Игорь, хорошо бы еще ссылку давать на источник этой методики расчета — Nexans, компании, которая впервые создала изолированный провод для воздушных линий с изолированной нейтралью марки «Torsada». А в основе этой методики для СИП лежит советская методика, используемая для голых проводов в 60-х — 70-х годах.

Здравствуйте. Подскажите, откуда берутся все эти таблицы и формулы? Нужно узнать, как расчитывается стрела провеса с учетом поправки на расчетную температуру, не могу найти никак, в какой документации или литературе это описано.

Посмотрите этот файл: скачать.

Есть Android приложение для расчета тяжений, стрел провеса и нагрузок на опоры.

Разрабатывалось для самонесущих диэлектрических волоконно — оптических кабелей, но электрические провода тоже считает. Важно правильно указать исходные данные. Сечение — сечение упругих элементов (в случае СИП-2 — сечение нулевой несущей жилы), диаметр — внешний диаметр жгута.

Проект некоммерческий, установка бесплатна.

Здраствуйте, сип 1Х95, длина пролета 65метров, сколько метров брать на провис одного пролета.

Я вам рекомендую ориентироваться на ТАБЛИЦЫ РАСЧЕТНЫХ ПРОЛЕТОВ из типовых проектов. Например, в РБ действует СТП 09110.21.182-07. Там имеются таблицы пролетов в зависимости от сечения провода, типа смежных опор, толщины стенки гололеда и местности.

магазин подключен от подстанции и кабель проходит по столбам осещения.расстояние между столбами примерно 20 м.поступила жалоба (магазин стоит 20 лет.появились плохие люди) ,что провода провисли и создается угроза.заръясните пожалуйста нормы провиса или минимальное расстояние до земли.столбы проходят вдоль дороги и детской площадкой.кабель закреплен на просу,прикручен скобами.кабель сечение 4/16мм.и если можно ссылку.спасибо!!

2.4.55. Расстояние по вертикали от проводов ВЛИ до поверхности земли в населенной и ненаселенной местности до земли и проезжей части улиц должно быть не менее 5 м.

Странно, а где данные на сип2а 3×95+1×95?

У меня пролет нужно делать 50м, т.к. заказчик не хочет возиться с землеотводом

он готов опоры высокие поставить даже

Делал длинный переход на 91м. у Ensto есть типовые на длины до 120м кажется.

В статье смешаны совершенно разные линии, а именно:

ВЛИ — это воздушные линии с изолированными проводами, к каковым согласно ГОСТ 31946-2012 (действует и на территории РФ и на территории РБ) относятся провода для линий напряжением до 1 кВ (см.п.4.1.а).

ВЛЗ — это воздушные линии с защищенными проводами , к каковым относятся провода для линий напряжением 10-20 кВ и 35 кВ (см.там же).

К изолированным относятся выпускаемые в РФ провода типов СИП-1, СИП-2, СИП-2А, СИП-4; к защищенным — СИП-3 и СИП-7.

Изолированные провода могут быть 2, 3, 4 и 5-ти жильными. Могут быть и больше жил, но такие провода изготавливаются по спецзаказу. Защищенные провода, как правили, одножильные (исключения разные мультивиски и некоторые др., с которыми обычные проектировщики за всю свою проф.жизнь могут и не столкнуться.

Рассчитываются линии с изолированными и защищенными проводами несколько по-разному (см.ПУЭ-7). Если считать всё честно, то это будет большой и непростой термо-электро-механический расчет, где объектами расчета будут не только провода, но и опоры, изоляторы, арматура и ещё много чего. Никому этого не советую делать, если, конечно, не вынуждают обстоятельства. Самое простое и, кстати, самое правильное пользоваться типовыми альбомами и пособиями для проектировщиков, которые выпускают арматуру. Лучшие, на мой взгляд, альбомы и пособия, выпускаемые российским подразделением фирмы Энсто. На второе место я бы поставил пособия НИЛЕД/ВК (хороши для ВЛИ, для ВЛЗ много хуже, я им писАл — обещали доработать). Далее следуют МЗВА, СИМЕЛЬ и т.д. Альбомы и пособия Энсто одобрены Ростехнадзором, а альбомы НИЛЕД/ВК прошли утверждение в Россетях. Если использовать типовые решения из этих альбомов, а в прилагаемых документах ПД/РД приводить копии соответствующих листов из альбомов и пособий, то ни гос, ни другая экспертиза придраться не сможет — многократно проверено (СПб, ЛО, ХМАО-Югра).

Читать еще:  Срок эксплуатации аккумуляторов автомобильных

Вывод: пользуйтесь типовыми решениями и будет вам счастье

Стрелы провеса и натяжение СИП проводов. Монтажные таблицы.

Одним из наиболее важных моментов при монтаже провода СИП, является задание ему правильного тяжения.

При строительстве ВЛИ и ВЛЗ вы можете использовать современные и супердорогие инструменты и приспособления (мотолебедка), применять надежную европейскую арматуру (Ensto и Sicame), но стоит вам ошибиться всего лишь в одном моменте, грубо говоря перетянуть СИП больше положенного, и через год вся ваша работа пойдет насмарку.

Конечно любому электромонтеру понятно, что ни СИП, ни голые провода А или АС, и даже современные инновационные AEROZ нельзя натягивать в струну.

Хотя со стороны это визуально красиво, однако значительно снижает надежность эксплуатируемой ВЛ. Даже опоры, спокойно выдерживающие большие изгибающие моменты, начнут гнуться и наклоняться.

Либо какой-то из элементов анкерного крепления не выдержит нагрузки и обломится. При правильном монтаже крюка на опоре, в первую очередь должен разойтись замок на бандажной ленте.

Сам СИП при этом упадет на землю без серьезных повреждений оболочки. Но не всегда монтаж арматуры осуществляется при помощи стальной бандажной ленты.

Зачастую применяются сквозные крюки.

Как же правильно рассчитать тяжение изолированной линии с проводами СИП, чтобы при низких температурах не появлялось больших изгибающих моментов, а сам провод и арматура не подвергались повышенным нагрузкам?

В этом деле вам помогут монтажные таблицы. Они есть практически в любом типовом проекте.

Ознакомиться и скачать таблицы тяжений и расчетных стрел провеса (от Ensto) для провода СИП-4 можно отсюда (со страницы 32 до страницы 104).

Правда не забывайте пересчитывать именно монтажное тяжение во всем проводе. Так как в табличках стоят данные по механическому напряжению.

Также для перевода мПа в более удобный формат кгс или кН, применяемый на шкалах динамометров, можно воспользоваться удобным онлайн конвертером по ссылке отсюда.

Давайте в качестве примера рассмотрим два крайних случая:

  • при монтаже используется минимальное сечение 4*25
  • и наоборот максимальное 4*120

Из табличных данных хорошо видно, как меняется провис СИП у правильно натянутого провода в зависимости от температуры.

При длине пролета в 30 метров между опорами и температуре +20С, стрела провеса должна быть около полуметра. Тяжение для этого же провода не превышает 84кг.

Это не очень большая величина, и у многих возникает соблазн натянуть линию посильнее. Благо сделать это можно даже вручную двумя-тремя монтерами, без применения специальных лебедок.

Однако зимой, когда температура окружающего воздуха в течение долгого времени держится на уровне ниже 20 градусов и доходит до -30С, все резко меняется. Правильно натянутый СИП сечением 25мм2 уже провисает всего на 14см! А если вы его летом чуть-чуть перетянули, то вот тут и возникают лишние изгибающие и вырывающие усилия.

Это все передается опорам и анкерным зажимам. При -30С тяжение увеличивается в 4 раза и достигает 323кг.

Для СИП 4*120 при t=+20С, стрела провеса будет 86см. А при -30С поднимется до 0,6м. С одной стороны, визуально разница здесь будет не так заметна.

Однако сами посмотрите на усилие тяжения. Оно и летом то превышает 200кг, не говоря уже про зимний максимум или гололед.

Все эти таблицы рассчитаны таким образом, чтобы у вас при любых обстоятельствах, даже самых худших (температура минус 40С или минус 5С, но с гололедом), усилия тяжения достигались максимально возможных, но в то же время не выходили за норму.

То есть, если летом при хороших погодных условиях вы натяните провода по таблице, а не “на глазок”, то и зимой при самом плохом развитии событий, у вас ничего не сломается и не оборвется.

Монтажные таблицы и стрелу провеса для высоковольтного СИП-3 можно скачать отсюда (Пособия по проектированию — Книга 4.1 страница 26-50).

Поэтому натягивать его в струну нельзя.

Если у вас нет специальных измерительных динамометров, то лучше пусть она провисает. Главное обеспечить габарит над дорогой.

По крайней мере, никаких захлестов и аварийных отключений из-за этого не будет. А ВЛИ-0,4кв спокойно прослужит свои отведенные 40 лет.

Как же воспользоваться этими таблицами на практике в реальных условиях? Для того чтобы правильно натянуть по ним линию СИП, можно применить два способа:

Максимальный пролет для сип

О ЧЕТЫРЕХПРОВОДНОЙ СИСТЕМЕ СИП БЕЗ ПРЕДУБЕЖДЕНИЙ

О плюсах и минусах различных систем СИП мы рассказывали практически в каждом номере «Новостей ЭлектроТехники» начиная с 2002 года.
Относительно недавно в России появилась новая система – четырехпроводная, в которой отсутствует несущий нулевой провод. Мнения отечественных специалистов об этой конструкции довольно противоречивы. Противникам СИП-4 возражает Евгений Алексеевич Лютик.

Евгений Лютик, технический специалист ООО «Энсто-Электро», г. Москва

На сегодняшний день в мире существуют две различные по своей конструкции системы исполнения магистральных ВЛ 0,4 кВ с применением СИП:

  • с несущим нулевым проводником (голым или изолированным) – СИП-1, СИП-2, СИП-1А, СИП-2А;
  • без несущего нулевого проводника (четырехпроводная система) – СИП-4, СИПс-4, СИП-2AF.

Пока в России идет погоня за европейскими успехами в области применения СИП, в Европе внедрили новую конструкцию самонесущих изолированных проводов без несущего нулевого проводника – четырехпроводную систему. Она была разработана и впервые применена в Германии. Появление такой конструкции вызвало технический бум, и она быстро завоевала успех во многих странах, причем не только в Европе. Сейчас четырехпроводная система применяется в электрических сетях Австрии, Германии, Швеции, Норвегии, Польши, Чехии, Бельгии, Эстонии и других стран. В Украине используется исключительно система СИПс-4.
В Россию четырехпроводная система пришла совсем недавно, но, несмотря на все свои преимущества, ее внедрение встречает довольно значительное сопротивление. Причем не со стороны электросетевых предприятий, а со стороны производителей широко распространенных систем СИП.
Попробуем цифрами опровергнуть некоторые доводы, высказываемые против «четырехпроводки». Для краткости, конструкции первой системы будем называть СИП-2А, как наиболее распространенные в России, второй – СИПс-4.

Введен ГОСТ Р 52373-2005, в который не вошли изолированные провода без несущего элемента, соответственно их применение запрещено.
Надо заметить, что вышеупомянутый ГОСТ не исключает производство и применение проводов без несущего проводника и носит рекомендательный характер (см. «Новости ЭлектроТехники» № 2(38) 2006, стр. 159). Провода данного типа производятся по техническим условиям заводов-производителей, согласованным с департаментом электрических сетей РАО «ЕЭС России».

Стоимость ВЛИ, выполненной проводом СИПс-4, выше стоимости аналогичной линии на проводе марки СИП-2А, т.к. арматура для СИПс-4 стоит на 10–15% дороже.
При строительстве ВЛИ основная часть затрат приходится на провод и арматуру. По официальным данным ОАО «Севкабель», стоимость проводов марки СИПс-4 в зависимости от сечения на 10–30% ниже, чем марки СИП-2А, причем разница в стоимости тем больше, чем меньше сечение провода. Оценить стоимость арматуры не так просто, поскольку количество и тип арматуры сильно меняются в зависимости от конкретного проекта. Но практика показывает, что стоимость арматуры для СИПс-4 при строительстве ВЛ проводами сечением до 35 мм 2 одинакова с аналогичной арматурой для СИП-2А. При увеличении сечения линии арматура для СИПс-4 дорожает на 10–15% по сравнению с арматурой для СИП-2А.
Стоимость арматуры при сооружении ВЛ составляет приблизительно 20% от стоимости линии, а остальные 80% затрат приходятся на стоимость провода. Поэтому более дорогая арматура в конечном итоге практически не влияет на общие затраты.
Таким образом, сооружение ВЛ с помощью СИПс-4 значительно дешевле, чем с СИП-2А. Если учитывать затраты на монтаж, то разница в стоимости ВЛ может еще больше возрасти, т.к. при использовании СИПс-4 отпадает необходимость в бандажных ремешках и (иногда) раскаточных роликах.

Для СИПс-4 нужны более мощные поддерживающие зажимы, но они не обеспечивают минимальную разрушающую нагрузку, которая позволит сохранить работоспособность магистрали ВЛ за счет обрыва самой арматуры, а не провода.
В арматуре не предусмотрены элементы, которые служат для механической защиты магистральной линии. Такие недостатки могут называть только производители со скудным ассортиментом выпускаемой арматуры. Не секрет, что минимальная допустимая разрушающая нагрузка поддерживающих зажимов для систем СИП с несущим нулевым проводником – 1,2 т. Но сегодня на рынке есть арматура для четырехпроводной системы СИП, рассчитанная на весь диапазон возможных нагрузок – от 1,2 до 4 т, выполненная как из алюминиевого сплава, так и из пластика, что полностью исключает обрыв провода.

Читать еще:  Почему закипает антифриз в расширительном бачке

Монтаж провода СИП-2А значительно проще, чем монтаж СИПс-4, так как вся анкерная и подвесная арматура монтируется на одну несущую нулевую жилу.
С этим высказыванием сложно согласиться, потому что:

  • для подвески СИПс-4 на промежуточных опорах выделять какую-либо жилу нет необходимости. Крепление происходит сразу за все 4 жилы, т.е. за весь жгут. Более того, монтаж СИПс-4 не только занимает меньше времени, но и экономит средства, т.к. поддерживающие зажимы можно использовать вместо раскаточных роликов, т.е. раскатка СИПс-4 может происходить непосредственно по самим поддерживающим зажимам;
  • при монтаже линии с СИПс-4 нет необходимости использовать бандажные ремешки. Расплетение жгута просто невозможно, поскольку его крепление происходит одновременно за все 4 жилы, в то время как на линиях с СИП-2А бандажами надо фиксировать жгут с двух сторон от места крепления к зажиму.

Несущая способность нулевой жилы в СИП-2А рассчитана на большие анкерные пролеты, поскольку способна выдерживать высокую механическую нагрузку. Анкерные пролеты для СИПс-4 меньше, т.к. жилы выполнены из алюминия.
Разрывная прочность алюминиевого сплава, который используется для изготовления несущей жилы в проводах марки СИП-2А, составляет 300 н/мм2. Разрывная прочность алюминия всего 175 н/мм2, но в СИПс-4 нагрузка распределяется равномерно на все 4 жилы. Это означает, что эффективное сечение несущего элемента, а следовательно и его прочность, возрастает в четыре раза. Для сравнения возьмем провод СИП-2А 3х50+1х70 и СИПс-4 4х50. В этом случае разрывная прочность провода СИП-2А составит 21 кН, в то время как для провода СИПс-4 эта величина будет равняться 35 кН. Вес провода СИП-2А равняется 842 кг/км, а СИПс-4 – всего 718 кг/км. Следовательно, при меньшей прочности несущего проводника в случае СИП-2А, на него воздействует большая механическая нагрузка, чем при использовании СИПс-4, за счет избыточного веса провода. По данным ОАО «Севкабель» можно судить о прочности СИПс-4 (рис.1). Из графика видно, что механическая прочность четырехпроводной системы значительно выше, чем системы с несущим нулевым проводником. Длина пролета может ограничиваться только прочностью опор и арматуры.
Следует учесть и то, что в соответствии с действующим ГОСТ 839-80 срок службы провода из термообработанного сплава составляет 25 лет, а из алюминия – 45 лет.

Максимальные пролеты для проводов 2х16, 4х16, 2х25, 4х25 составляют до 25 м для ответвлений на ввод и 40 м для линейных ответвлений, что накладывает ограничение на их использование.
Нужно заметить, что провода данных сечений используются в большинстве случаев для организации абонентских ответвлений к вводам в здание. А конструкция абонентского ответвления по своему исполнению одинакова для любой конструкции СИП, поэтому данное высказывание справедливо для всех систем.

Следует обратить внимание на то, что, согласно главе 2.4 ПУЭ 7-го изд., длина пролетов абонентского ответвления ограничивается механическим расчетом в зависимости от прочности опоры, на которой выполняется ответвление. Но чаще всего это ограничение накладывается по минимально допустимой прочности сервисных анкерных зажимов, которая у большинства производителей составляет от 2 кН до 3 кН. Учитывая то, что по ПУЭ провод 4х25 может применяться как для абонентских ответвлений, так и в магистральных линиях, для таких целей были разработаны более мощные универсальные анкерные зажимы, рассчитанные, в зависимости от сечения провода, на нагрузки до 11,2 кН, использование которых позволяет увеличить ранее допустимые пролеты.

Рис. 2. Отличительные обозначения токопроводящих жил

1 (первая жила) — одна полоса;
2 (вторая жила) — две полосы;
3 (третья жила) — три полосы;
N (нулевая жила) — без обозначения.

a = 2,7 мм
b = 1,0 мм
h = 0,4 мм
Размеры a, b и h являются справочными.

Стоимость таких зажимов, конечно, значительно выше, но их применение вполне оправдано, т.к. обрыв анкерного крепления абонентского ответвления может привести к потере не только ответвления, но и всей магистрали. Например, если в результате избыточного механического воздействия на ответвление произойдет обрыв анкера на опоре, где крепится ответвление, то вся нагрузка, ранее приходившаяся на анкер, ляжет на ответвительные прокалывающие зажимы, которыми присоединяется ответвление к магистрали. Прокалывающие зажимы значительно снижают прочность токоведущей жилы (на 50% в зажимах, выполненных по французским стандартам, и на 10% в зажимах, выполненных по немецким стандартам). Возможно, что из-за возникшей избыточной нагрузки, приложенной к прокалывающим зажимам, произойдет их срыв, который приведет к обрыву линии или значительному повреждению изоляции, которое в свою очередь – к КЗ, а следовательно пережогу магистрали. Ремонт такой линии обойдется намного дороже, чем изначальная закупка более дорогих и прочных зажимов.

Возникают сложности в определении нулевой и токопроводящих жил, т.к. все жилы имеют одинаковые сечения и выполнены из алюминия.
Для определения нулевой и токопроводящих жил применяется специальная маркировка, соответствующая требованиям ГОСТ 18690 с дополнениями в ГОСТ 52373-2005, а также в ТУ заводов.

Основные токопроводящие жилы самонесущих изолированных проводов должны иметь отличительное обозначение в виде продольно выпрессованных рельефных полос на изоляции, как показано на рис. 2, или цифр 1, 2, 3, нанесенных тиснением или печатным способом. Нулевая жила не должна иметь отличительного обозначения. Отличительное обозначение также может быть выполнено в виде цветных продольных полос шириной не менее 1 мм. Цвет полос должен быть контрастным по отношению к черному цвету. Вышеизложенные требования одинаковы для всех типов проводов.

Высокая механическая нагрузка на изоляцию всех четырех жил. Нет эффективного распределения механических нагрузок между нулевой и токопроводящими жилами.
Благодаря тому, что провод крепится сразу за все 4 проводника, нагрузка равномерно распределяется по контактной поверхности зажима пропорционально количеству проводников. Следовательно, нагрузка на каждый отдельный проводник будет в 4 раза меньше, чем общая механическая нагрузка всего жгута.

В России, в отличие от Европы, распределение нагрузок несимметрично между фазами, из-за этого одна токопроводящая жила нагревается больше, чем другая. Так как в анкерном зажиме для СИПс-4 все четыре жилы несут на себе высокую механическую нагрузку, то та жила, которая греется больше, чем другие, будет вытягиваться. Поэтому нагрузка из четырех проводов перейдет на три или на два провода, что приведет к разрушению нулевой или токопроводящей жилы.
Возьмем для рассмотрения участок линии длиной 500 м, выполненной проводом СИПс-4 4х35. По условию потерь напряжения максимальная нагрузка для проводника данного сечения приблизительно равняется 5,5 кВт

25 A. Пусть нагрузка одной из фаз увеличится в 2 раза и составит 50 А. Зная, что при максимальном допустимом токе нагрузки 160 А для данного провода при температуре окружающей среды 25 О С и скорости ветра 0,6 м/с температура жилы равняется 90 О С, пересчитаем температуру жилы для 25 А и 50 А соответственно. Для приблизительной оценки воспользуемся формулой пересчета, справедливой для голых проводников:

где t ‘ , I ‘ – температура провода и ток при новых условиях;
t, I – температура провода и ток при известных условиях;
tО – температура окружающей среды.

Получается, что при 25 А температура проводника равняется 26,6 О С, при 50 А это значение составит 31,3 О С. Учитывая, что коэффициент линейного расширения для алюминия — 0,024 мм на 1 м при увеличении температуры проводника на 1 О С, можно легко посчитать удлинение жилы, например, на длине анкерного пролета длиной 500 м: 0,024 • (31,3 – 26,6) • 500 = 56,4 мм. Т.е. данное удлинение составит не более 0,01% от первоначальной длины провода в пределах одного анкерного пролета.

В заключение хочется отметить еще одну положительную особенность проводов марки СИПс-4, которая характерна только для систем без несущего элемента. За счет крепления провода за все 4 жилы в жгуте возникает положительный или отрицательный избыточный крутящий момент, который при нарушении состояния равновесия линии способствует возврату жгута в первоначальное положение. Данное свойство СИПс-4 способствует самосбросу наледи, снега, а также предотвращению гололедного образования.
Из всего вышеперечисленного следует, что четырехпроводная система не только не уступает системам с несущим проводником, но и по многим параметрам их превосходит.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector