0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Можно ли заряжать литиевые аккумуляторы автомобильной зарядкой

Можно ли заряжать литиевые аккумуляторы автомобильной зарядкой

Привет всем! Я посеял зарядку от ноутбука и по этому хотел узнать можно ли заряжать литиевую батарею от ноутбука с помощью зарядного устройства для автомобильных аккумуляторов?

Lithium lon battery
Charging Current — 3.0A
Rating — 14.8V, 4300mah

Характеристики зарядного устройства

или может возможно споять пристройку, которая сделает необходимые условия для зарядки?

Привет всем! Я посеял зарядку от ноутбука и по этому хотел узнать можно ли заряжать литиевую батарею от ноутбука с помощью зарядного устройства для автомобильных аккумуляторов?

Lithium lon battery
Charging Current — 3.0A
Rating — 14.8V, 4300mah

Характеристики зарядного устройства

или может возможно споять пристройку, которая сделает необходимые условия для зарядки?

У литиевых аккумуляторов принципиально другой алгоритм зарядки.

Привет всем. . . . . . . .
=
Пожелание.
Измените название темы с закрытой на открытую.
Что бы сразу было ясно, про что тут. И кому оно не надо, чтоб зря не заходить.

PS.
Цитата из ПРАВИЛ:
http://forum.cqham.ru/profile.php?mode=reg ister

3. НА ФОРУМАХ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
.
3.2.3. Создавать темы с несодержательными и бессмысленными названиями.
За названия, подобные «Помогите», «Что делать?», «Вопрос» и т.д.,
Ваша тема будет сразу удалена. При повторных нарушениях Вы будете
лишены возможности создания тем и посещения Форумов.
_______

Всем большое спасибо за ответы!! А то я чуть не решился подключить =0
Она бы сразу рванула или спустя какоето время?

Можно ли заряжать LiFePO4 АКБ свинцовой зарядкой?

Вопрос на засыпку: можно ли заряжать аккумуляторные батареи LiFePO 4 зарядными устройствами, предназначенными для свинцово-кислотных аккумуляторов? Теоретически это возможно, но к каким последствиям приведет такой эксперимент, и стоит ли рисковать работоспособностью батареи?

Батарея типа LiFePO 4 с номинальным напряжением 12 В при 100% уровне заряда имеет напряжение 13,3–13,4 В, а ее свинцово-кислотный аналог – 12,6–12,7 В. При уровне заряда 20% литий-железо-фосфатная АКБ удерживает напряжение порядка 13 В, а свинцово-кислотная батарея идентичной емкости – около 11,8 В. Соответственно, диапазон напряжений на 80% емкости составляет менее 0,5 В.

Зарядные устройства для LiFePO 4 батарей ограничивают напряжение аналогично свинцовым зарядникам. Но литиевые ЗУ отличаются:

  • более высокими значениями напряжения на элемент;
  • строгими допусками по напряжению;
  • отсутствием промежуточного (поплавкового) заряда при 100% восполнении доступной емкости.

ЗУ для свинцово-кислотных аккумуляторов предоставляют определенную гибкость в плане отключения напряжения, а зарядники для батарей типа LiFePO 4 в отличие от них очень требовательны к правильной настройке. Это связано с тем, что литиевые батареи боятся перезаряда и восполняют только ту емкость, которую способны принять. Закачать в них избыточную емкость с применением импульсов или других методов невозможно.

Как работает ЗУ для литиевых аккумуляторов

Зарядники для литиевых элементов питания используют 2-этапный метод подзарядки CC — CV . Процесс зарядки идет вначале с постоянным током, до заданного значения напряжения, а затем – с постоянным напряжением и снижением тока. Такой принцип зарядки обеспечивает быстрое восполнение запаса емкости без опасности перезаряда. Он используется для литий-ионных и других видов батарей.

По графику 2-этапного метода зарядки видно, что напряжение стремительно растет в конце 1 этапа. При этом зарядный ток резко снижается, и ЗУ переходит в режим питания.

Как работает ЗУ для свинцово-кислотных батарей

«Умные» зарядные устройства для свинцово-кислотных батарей обычно используют специальные 3-этапные алгоритмы зарядки, рекомендуемые для аккумуляторов Flooded / AGM / Gel:

  1. На 1 этапе идет заряд полным током, и восполняется большая часть емкости – около 80%.
  2. На 2 стадии (абсорбции или поглощения) ЗУ удерживает предельно допустимое напряжение и осуществляет подзарядку пониженным током, т.к.
  3. При снижении тока на 10% от мощности ЗУ (или через 4 часа подзарядки во 2 фазе, если ток не опускается ниже точки перехода) наступает 3 этап – плавающий или поплавковый.

Свинцово-кислотные ЗУ в подавляющем большинстве имеют режим выравнивания. У ряда моделей он автоматический, неотключаемый. Литиевым батареям режим выравнивания не нужен. Более того, применение к ним выравнивающего заряда 15 В приводит к невосстанавливаемому повреждению аккумуляторов.

Кроме того, ЗУ для свинцово-кислотных батарей имеют функцию перехода на 1 стадию при снижении напряжения в процессе зарядки. Напряжение свинцово-кислотных АКБ при полном заряде составляет 12,7 В. На 3 этапе процесса зарядки ЗУ поддерживает напряжение 13,3 –13,8 В и нагрузки, работающие в этот момент.

Читать еще:  Паук 6 серия смотреть онлайн

При увеличении нагрузок выше предельной выходной мощности ЗУ напряжение АКБ снижается. Когда оно достигает напряжения «возврата к 1 стадии» – 12,5–12,7 В, инициируется новый цикл зарядки. Для литиевых АКБ это напряжение очень низкое и соответствует уровню заряда 10–15%. Для них необходимы другие значения общего напряжения – 13,1–13,2 В.

Некоторые ЗУ для свинцовых батарей при запуске определяют напряжение АКБ и на основании этих данных начинают процесс подзарядки с определенного этапа. Литиевые АКБ удерживают напряжение более 13 В, воспринимаются такими ЗУ как почти заряженные и переходят сразу в 3 стадию зарядки.

Теоретически использовать свинцово-кислотные ЗУ для зарядки литиевых АКБ можно, если используемый зарядник позволяет отключить «режим выравнивания» и установить для зарядки напряжение не выше 14,6 В. Но! Таким ЗУ можно воспользоваться для обычной зарядки, а затем обязательно отключить. Нельзя оставлять его подключенным для обслуживания или хранения литиевой АКБ, т.к. подобные зарядники не способны поддерживать корректный алгоритм зарядки для аккумуляторов на основе лития. В противном случае батарея будет невозвратимо повреждена.

Чтобы не допустить снижения емкости литиевой батареи, сокращения срока ее службы или полного выхода из строя, для ее зарядки лучше использовать специальное ЗУ с подходящим алгоритмом зарядки – 2-этапным, по методу CC — CV .

Первая зарядка Li-Ion аккумулятора

Современные девайсы для работы в автономном режиме оснащают аккумуляторами — чаще всего это легкие, недорогие и удобные в использовании Li-Ion АКБ. В интернете есть много советов, как правильно зарядить новый li-Ion аккумулятор, достоверность которых вызывает сомнения.

Первая зарядка литиевого аккумулятора — распространенные мифы

Приобретая новый девайс или батарею, владелец непременно встретится со следующими мифами:

  • — батарею новоприобретенного гаджета необходимо 2-3 раза разрядить до нуля;
  • — первая зарядка должна длиться не меньше 16 часов;
  • — прерывать первую зарядку аккумулятора ни в коем случае нельзя.

Первый миф связывают с памятью устройства, якобы она запоминает емкость, с которого началась зарядка. На самом деле, это справедливо только для Ni-Cd АКБ, но не имеет никакого отношения к первой зарядке литиевого аккумулятора.

Такая же ситуация с длительностью заряда — заряжать не меньше 16 часов стоит щелочные аккумуляторы. Продолжительность зарядки литиевого зависит от его емкости и уровня разрядки — зарядное устройство отключит подачу тока при достижении полного заряда.

Прерывание первой зарядки не оказывает никакого влияния на емкость батареи. Образно, это можно сравнить с наполнением ведра водой: нет разницы, налить ли его сразу или по пару литров за несколько заходов. О том, что действительно влияет на длительность эксплуатации АКБ, мы писали в статье Срок службы литий-ионных аккумуляторов.

Как правильно зарядить новый li-Ion аккумулятор

Устройство такого типа не обладают «эффектом памяти», под которым понимают потерю емкости, возникающую при заряде не до конца разряженной батареи. Этим свойством обладают никель-кадмиевые и никель-металлогидридные батареи, которые применялись в уже устаревших кнопочных телефонах. Поэтому каких-либо особых советов, подтвержденных специалистами, как заряжать литий-ионные аккумуляторы первый раз, нет. Полный разряд li-Ion аккумулятора, с целью последующей «прокачки», ему даже вреден.

Ведь аккумулятор рассчитан производителем на определённое число рабочих циклов. Новый цикл начинает при достижении нулевой отметки. То есть, чем чаще он будет достигать полного разряда, тем быстрей потеряет емкость, потеряв возможность запасать требуемое количество энергии. Отсюда становится понятно, как заряжать и разряжать литий-ионные аккумуляторы в первый раз и далее, чтобы увеличить срок из службы — уровень разряда не должен превышать 10%.

Чтобы батарея могла служить долго, при первой зарядке нужно следовать простым правилам:

  • поставить девайс на зарядку при достижении 10-20% заряда;
  • после появления сигнала о полном заряде, не спешить его отключать — нужно дать ему постоять на заряде еще полчаса (в это время происходит зарядка малым током);
  • заряжать только оригинальным зарядным устройством;
  • заряжать в помещении, температура в котором выше +10°.

Чтобы убедиться, что устройство заряжается правильно, во время первой зарядки нужно периодически проверять температуру зарядного устройства, АКБ и всех разъёмов и проводов. Сильное нагревание хотя бы одного элемента указывает на неисправность. В целом, первая зарядка этого вида аккумуляторов не имеет каких-либо отличий от остальных — нужно следовать общим правилам зарядки АКБ.

Читать еще:  Причина люфта переднего колеса

Правила эксплуатации литиевых аккумуляторов

Владельцы различных устройств иногда испытывают определённые трудности при поиске информации о правильной эксплуатации аккумуляторов. Этому вопросу и посвящена данная статья.

Все современные телефоны, смартфоны и КПК снабжены аккумуляторами на литиевой основе: литий-ионными или литий-полимерными, поэтому в дальнейшем речь будет идти именно о них. Такие аккумуляторы имеют замечательную ёмкость и сроки службы, но требуют очень жёсткого следования определённым правилам эксплуатации. Эти правила можно разделить на две группы:

Не зависящие от пользователя

Зависящие от пользователя.

В первую группу входят основополагающие правила заряда и разряда аккумуляторов, которые контролируются встроенным в аккумулятор устройством (контроллером), а также иногда дополнительным контроллером, располагающимся в самом устройстве. Эти правила просты:

Аккумулятор всю свою жизнь должен находиться в состоянии, при котором его напряжение не превышает 4.2 вольта и не опускается ниже 2.7 вольта. Эти напряжения являются показателями соответственно максимального (100%) и минимального (0%) заряда. Минимальное напряжение, указанное выше, применимо к аккумуляторам с электродами, выполненными из кокса, однако большинство современных аккумуляторов имеет электроды из графита. Для них минимальное напряжение равно 3 вольта.

Количество энергии, отдаваемой аккумулятором при изменении его заряда от 100% до 0%, — это его ёмкость. Некоторые производители ограничивают максимальное напряжение 4.1 вольтами, при этом аккумулятор живёт подольше, но его ёмкость снижается примерно на 10%. Также иногда нижний порог повышается до 3.0-3.3 вольт, в зависимости от материала электродов, с такими же последствиями.

Наибольшая долговечность аккумулятора достигается при примерно 45-процентном заряде, а при увеличении или уменьшении степени заряда срок жизни аккумулятора уменьшается. Если заряд находится в пределах, которые обеспечивает контроллер аккумулятора (см. выше), изменение долговечности не значительно.

Если в силу обстоятельств напряжение на аккумуляторе выходит за пределы, указанные выше, даже на непродолжительное время, срок его жизни драматически уменьшается. Такие состояния называются заряд и переразряд и являются очень опасными для аккумулятора.

Контроллеры аккумуляторов, предназначенные для разных устройств, если они (контроллеры) изготовлены с надлежащим качеством, никогда не позволяют напряжению на аккумуляторе во время заряда стать больше 4.2 вольта, но, в зависимости от предназначения батареи, могут по-разному ограничивать минимальное напряжение при разряде. Так, в аккумуляторе, предназначенном для, скажем, шуруповёрта или моторчика модели автомобиля, минимальное напряжение, скорее всего, будет действительно минимально допустимым, а для КПК или смартфона — повыше, ибо минимального напряжения в 2.7-3.0 вольт может просто не хватить для работы электроники девайса. Поэтому в сложных устройствах типа телефонов, КПК и т.п. работу контроллера, встроенного в сам аккумулятор, дополняет контроллер в самом устройстве.

Поговорим о процессе заряда литиевых аккумуляторов. Зарядное устройство любого литиевого аккумулятора представляет собой источник постоянного напряжения в 5 вольт, способный отдавать для заряда ток, равный примерно 0.5-1.0 емкости аккумулятора. Так, если емкость аккумулятора равна 1000 mA•h, зарядное устройство должно обеспечить ток заряда не менее 500 mA, а номинально — 1 ампер.
Существует несколько режимов заряда литиевых аккумуляторов.
Начнём с режима, являющегося стандартным в компании Sony. Этот режим требует длительного времени заряда, сложного контроллера, но обеспечивает наиболее полный заряд аккумулятора. На представленном графике синим цветом обозначен ток заряда, красным — напряжение на аккумуляторе, розовым — степень заряженности аккумулятора в процентах.

На первом этапе зарядки, длящемся приблизительно 1 час, аккумулятор заряжается током постоянной величины до достижения напряжения в 4.2 вольта на аккумуляторе. После этого начинается второй этап, длящийся также около часа, во время которого контроллер, поддерживая напряжение на аккумуляторе ровно в 4.2 вольта, постепенно уменьшает зарядный ток. При уменьшении зарядного тока до определённой величины (порядка 0.2 от ёмкости аккумулятора) начинается третий этап зарядки, в течение которого зарядный ток продолжает уменьшаться, а напряжение на клеммах аккумулятора сохраняется на прежнем уровне — 4.2 вольта. Третий этап, в отличие от первых двух, имеет строго определенную длительность, определяемую встроенным в контроллер таймером, — 1 час. По истечении третьего этапа контроллер полностью отключает аккумулятор от зарядного устройства.
Степень заряженности аккумулятора в конце первого этапа равна 70%, в конце второго — 90%, а в конце третьего — 100%.
Многие компании, стремясь к удешевлению своих устройств, используют упрощенные режимы заряда аккумуляторов, например, прекращая заряд при достижении напряжения на аккумуляторе 4.2 вольта, то есть используя только первый этап зарядки. В этом случае аккумулятор заряжается быстро, но, увы, только до 70% своей реальной емкости. Определить, что в вашем устройстве именно такой, упрощенный контроллер нетрудно, — для полноценной зарядки требуется примерно 3 часа, не меньше.

Читать еще:  Самый безопасный автомобиль в мире

Во вторую группу входят правила эксплуатации, на которые мы с вами можем влиять, тем самым значительно увеличивая или уменьшая срок жизни аккумулятора. Эти правила следующие:

нужно стараться не доводить аккумулятор до минимального заряда и, тем более, до состояния, когда машинка сама выключается, ну, а если так случилось, то нужно зарядить аккумулятор как можно скорее.

не нужно бояться частых подзарядок, в том числе и частичных, когда полный заряд не достигается — аккумулятору это не вредит.

вопреки сложившемуся у многих пользователей мнению, перезаряд вредит литиевым аккумуляторам не меньше, а даже больше, чем глубокий разряд. Контроллер, конечно, ограничивает максимальный уровень заряда, но есть одна тонкость. Хорошо известно, что ёмкость аккумуляторов зависит от температуры. Так, если, например, мы зарядили аккумулятор при комнатной температуре и получили заряд 100%, то при выходе на мороз и остывании машинки степень заряженности аккумулятора может снизиться до 80% и ниже. Но может быть и обратная ситуация. Аккумулятор, заряженный при комнатной температуре до 100%, будучи немножко нагрет, станет заряженным, скажем, до 105%, а это для него очень и очень неблагоприятно. Такие ситуации встречаются при эксплуатации машинки, длительное время находящейся в кредле. Во время работы температура девайса и вместе с ним аккумулятора повышается, а ведь заряд уже полный…
В связи с этим правило гласит: если Вам необходимо работать в кредле, сначала отсоедините машинку от зарядки, поработайте на ней, а когда она выйдет на “боевой” температурный режим, подключайте зарядку.
Кстати, это правило также касается владельцев ноутбуков и прочих гаджетов.

Идеальные условия для длительного хранения аккумулятора — это нахождение вне девайса с зарядом примерно 50%. Исправный аккумулятор при этом не требует заботы о себе месяцами (порядка полугода).

И напоследок еще немного информации.
— Вопреки сложившемуся мнению, литиевые аккумуляторы, в отличие от никелевых, почти не обладают “эффектом памяти”, поэтому, так называемая, “тренировка” нового литиевого аккумулятора практически не имеет смысла. Для собственного успокоения достаточно один-два раза полностью зарядить-разрядить новый аккумулятор. Это нужно для калибровки дополнительного контроллера.
— Владельцы устройств знают, что можно заряжать батарею как от зарядного устройства, так и от USB. При этом зачастую вызывает недоумение невозможность зарядки от USB. Дело в том, что по “закону” USB-контроллер должен отдавать периферийным устройствам, подключенным к нему, ток около 500 mA. Однако бывают ситуации, когда либо сам контроллер не может обеспечить такой ток, либо устройство подключают к USB контроллеру, на котором уже висит какая-то периферия, потребляющая часть мощности. Вот и не хватает тока для зарядки, особенно если аккумулятор разряжен слишком сильно.
— Литийсодержащие аккумуляторы ОЧЕНЬ НЕ ЛЮБЯТ ЗАМОРАЖИВАНИЕ. Всегда старайтесь избегать пользования машинкой на сильном морозе — увлечетесь, и аккумулятор придётся менять. Конечно, если Вы достали машинку из тёплого внутреннего кармана куртки и сделали пару заметок или звонков, а потом положили зверька обратно, проблем не будет.
— Практика показывает, что литиевые батареи (не только аккумуляторы) снижают свою ёмкость при уменьшении атмосферного давления (в высокогорье, в самолете). Вреда батареям это не приносит, но знать об этом следует.
— Бывает, что после приобретения аккумулятора повышенной ёмкости (скажем, 2200 mA•h вместо штатных 1100 mA•h) машинка через пару дней пользования новым аккумулятором начинает странно себя вести: виснет, отключается, зарядка аккумулятора, вроде, происходит, но как-то странно, и т.п. Не исключено, что ваше зарядное устройство, которое с успехом работает на “родном” аккумуляторе, просто не в состоянии обеспечить достаточный ток зарядки аккумулятора большой ёмкости. Выход — приобретение зарядного устройства с большим отдаваемым током (скажем, 2 ампера вместо прежнего 1 ампера).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector