0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Поворот через трамвайные пути налево

Разворот через трамвайные пути

Добрый день, уважаемые автолюбители.

Очень много споров возникает при совершении маневра «разворот» через трамвайные пути вне перекрестка. Основная причина споров — это выезд на трамвайные пути встречного направления, за совершение которого предусмотрена ответственность в виде лишения права управления транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев.

В этой статье мы расскажем когда можно совершать разворот через трамвайные пути, а когда нельзя. Выезд на трамвайные пути встречного направления тоже не исключен, правда непосредственного отношения к развороту он не имеет.

Для начала обратимся к Правилам дорожного движения и выделим интересующие нас пункты про разворот и трамвайные пути вне перекрестка.

Правила дорожного движения

8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.

8.8. При повороте налево или развороте вне перекрестка водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления.

Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.

Уже здесь мы видим, что разворот через трамвайные пути возможен.

К сожалению Правила дорожного движения так написаны, что в них не предусмотрено наличие трамвайных путей только в одном направлении. Это большая недоработка, но в рамках этой статьи мы ее рассматривать не будем.

8.11. Разворот запрещается:

  • на пешеходных переходах;
  • в тоннелях;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
  • на железнодорожных переездах;
  • в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;
  • в местах остановок маршрутных транспортных средств.

9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.

Обратите внимание! Разворот может выполнятся везде, где это не запрещено правилами, знаками или разметкой, а именно:

  • п.8.11 Правил, который мы указали выше
  • Дорожными знаками: 3.19, 4.1.1, 4.1.2, 4.1.4
  • Дорожной разметкой: 1.1, 1.2.1 и 1.3.

Во всех остальных случаях разворот разрешен!

9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево и развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается

Еще одно подтверждение, что разворот может быть вне перекрестка. Но, не смотря на это, вам будут вменять нарушение именно этого пункта ПДД за выезд на трамвайные пути встречного направления.

Теперь точно можно сказать, что разворот через трамвайные пути разрешен, если прямо не запрещен правилами, знаками или разметкой.

«Встречка» при развороте

Давайте еще раз отметим — при развороте «встречки» нет. Разворот это полноценный маневр, изменяющий движение транспортного средства в обратном направлении.

«Встречка» может быть до разворота или после, но никак не во время выполнения маневра.

Для примера сравним разворот на регулируемом перекрестке, и вне перекрестка. В обоих случаях выезд на встречные трамвайные пути запрещен. Но почему при развороте на перекрестке вопросов к водителю не возникает? Ответ: «Потому что их нет, и быть не может!», так же как и при развороте вне перекрестка.

Разворот разрешен

Посмотрим, как по Правилам дорожного движения следует совершать разворот через трамвайные пути вне перекрестка:

  1. Уступить дорогу попутным трамваям
  2. Перестроиться на попутные трамвайные пути.
  3. Уступить дорогу всем встречным транспортным средствам, в том числе и трамваям.
  4. Совершить разворот.

Разворот запрещен

Невыполнение требования п. 8.5. ПДД.

При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них.

Читать еще:  При какой температуре замерзает вода в двигателе

Ответственность за это нарушение не предусмотрена. В КоАП РФ есть часть 1.1. статьи 12.14

1.1. Невыполнение требования Правил дорожного движения, за исключением установленных случаев, перед поворотом направо, налево или разворотом заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении

Но в данной ситуации п.8.5 ПДД требует покинуть проезжую часть и выполнять маневр с трамвайных путей. Согласно определению «проезжая часть» трамвайные пути проезжей частью не являются.

Поэтому применение данной статьи в этом случае недопустимо.

Следующая ситуация — разворот со встречных рельс:

Обратите внимание, в этой ситуации кроме разворота, есть еще движение по трамвайным путям встречного направления

Согласно п.9.6 ПДД: «Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается.»

За такой маневр ответственность по части 4 статьи 12.15:

4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления

Разворот через сплошную линию разметки:

Нарушение требований разметки:

Линии 1.1, 1.2.1 и 1.3 пересекать запрещается.

ответственность по части 2 статьи 12.16:

2. Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги

Мы рассмотрели типичные простые варианты разворота на трамвайных путях. Основное, что мы подтвердили в этой статье — разворот через трамвайные пути разрешен. Прямого запрета на этот маневр Правила дорожного движения не устанавливают, более того описывают как его нужно производить.

Все рассмотренные нарушения ПДД не связаны непосредственно с маневром «разворот», а связаны с невыполнением требований других пунктов.

9.6 Движение по попутным трамвайным путям

9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево и развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.

В очередной раз обращаем внимание, что трамвайные пути не являются составляющей проезжей части, а представляют из себя отдельный элемент дороги.

Движение по трамвайным путям

Трамвайные пути попутного направления не предназначены для движения безрельсовых транспортных средств. Выезд на них ограничен определенными условиями.

Расположение

  • с левой стороны от проезжей части;
  • на одном уровне с проезжей частью;

Когда разрешено движение по попутным трамвайным путям?

  • все другие полосы движения заняты;
  • при объезде;
  • при повороте налево или развороте в соответствии с пунктом 8.5 Правил дорожного движения.

Без причины занимать трамвайные пути Правила не допускают.

Отсутствуют какие-либо дополнительные ограничения для левого поворота и разворота, то есть данные маневры можно выполнять на любом участке дороге, где не установлены иные запреты Правилами или знаками.

Один уровень или нет?

В контексте Правил дорожного движения и термина «Перекресток» под движением в разных уровнях подразумевается перекрестное движение транспортных средств через эстакады или тоннели. В пункте 9.6. понятие уровня стоит воспринимать буквально, когда на трамвайные пути выезд не ограничен и покрытие на трамвайных путях совпадает с покрытием проезжей части либо незначительно отличается.

Трамвайные пути в разных уровнях с проезжей частью

Движение по путям и не создавать помех трамваю

В этой части правила прямо разрешают занимать трамвайные пути для движения, если заняты другие полосы, наиболее наглядный случай — это затор. При этом никаких дополнительных требований при приближении трамвая к водителям не применяется, в отличии от ПДД республики Беларусь:

64.2. если выезд на трамвайные пути создаст препятствие для движения трамвая, водитель должен остаться на занимаемой полосе движения, не выезжая на трамвайные пути, в ожидании проезда попутного трамвая и встречных транспортных средств;

64.3. в случае создания препятствия для движения трамвая трамвайный путь по возможности должен быть освобожден. Водители транспортных средств, движущихся рядом в попутном направлении, должны предоставить возможность для этого.

Выдержка выше из Правил дорожного движения республики Беларусь, где однозначно прописано взаимодействие водителей трамваев и безрельсовых транспортных средств, что отсутствует В Правилах РФ.

Намеренно ли в ПДД РФ формулировка в пункте 9.6 применяется для разгрузки улично-дорожной сети или это недоработка законодателя, но требование в действующей редакции ограничено термином «Уступить дорогу (не создавать помех)«, то есть временем выезда на трамвайные пути, и не предписывает иных действий для водителей при движении по трамвайным путям.

Трамвай в заторе

На встречные рельсы запрещено

Правила дорожного движения РФ устанавливают безусловный запрет выезда на встречные трамвайные пути.

Читать еще:  Красивое литье на приору

Обратите внимание при движении через перекресток, где трамвайные пути изменяют направление. Запрет в равной степени распространяется и на трамвайные пути с изгибом, а грань между пересечением и выездом очень тонка и неоднозначна. Пересекать встречные трамвайные пути следует по возможности чтобы угол пересечения был близок к 90 градусам.

Движение по полосам

Дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2 запрещают движение через перекресток по трамвайным путям. Водитель должен занять полосу на проезжей части до выезда на перекресток для выполнения требований знаков.

Поворот и разворот через трамвайные пути

Многие автомобилисты часто сталкиваются с необходимостью выполнить разворот на трамвайных путях. При этом примерно треть из них не знакома с правилами совершения подобных манёвров и о штрафах за их нарушение. Движение по трамвайным путям отличается некоторыми тонкостями, знакомство с которыми необходимо жителям крупных городов.

Особенности езды по трамвайным линиям

Использование трамвайных путей для проезда автомобилей характеризуется отдельными нюансами, игнорирование которых может привести к назначению штрафа. Практика показывает, что трамвайная линия — это особенная зона дороги. Малейшая неточность движения автомобилиста может привлечь внимание инспектора ГИБДД и закончиться назначением штрафа.

Эти обстоятельства обусловлены тем, что въезд и движение по рельсам возможно только если они:

  • Расположены на левой стороне по отношению к направлению движения. Также как для всех ТС, для трамвая действует правостороннее движение. Поэтому въезд на пути, расположенные справа, считается передвижением по «встречке».
  • Находятся вровень с поверхностью дороги. Когда рельсы приподняты над основным покрытием автотрассы и отделяются от неё насыпью, движение автомобилей по ним невозможно и будет считаться административным правонарушением.
  • Не отделены от трассы сплошной разметочной линией, и на перекрёстке, который расположен перед ними, не установлены запрещающие знаки.

Когда въезд на рельсы запрещен

Исходя их вышесказанного, запрещено движение по трамвайным путям:

  • Отделённым от основных полос движения сплошной линией.
  • Обозначенным на предыдущем перекрёстке запрещающим движение автомобилей знаком.
  • Приподнятым над поверхностью трассы либо отделённым от неё дополнительными конструктивными элементами.
  • Расположенным на встречном направлении.

Важно. Запрещён въезд на трамвайные пути, если в это время создаются помехи для движения по ним трамваю. Поскольку общественный транспорт по правилам в приоритете организации движения, любая помеха ему будет считаться нарушением ПДД. Двигаясь по трамвайным путям, прежде всего стоит убедиться, что не возникнет помеха для основного ТС.

Правила поворота и разворота на трамвайных путях

Трамвайные рельсы можно использовать для:

  • проезда прямо;
  • разворота;
  • поворота налево.

Важно. Поворот направо по трамвайной линии, независимо от обстоятельств — это нарушение.

Поворот налево

Регламент проведения этого манёвра содержится в п. 8.5 ПДД. Согласно ему, перед тем как свернуть налево автомобиль должен перестроиться в крайнюю левую полосу. При наличии слева пути попутного направления, манёвр начинают именно с них. Таким образом выполняется поворот налево с трамвайных путей.

Разворот на путях

Термин «разворот» в ПДД не значится, но практически им считается пересечение трамвайных путей и перемещение ТС на противоположную первоначальному движению полосу. Разворот через трамвайные пути необходимо совершать под прямым углом, без остановки.

Движение вне перекрестка

Разворачиваться на трамвайных путях вне перекрёстка необходимо с учётом следующих требований:

  • Поворот налево с трамвайных путей возможен, если они расположены слева.
  • Перед совершением манёвра нужно быть уверенным, что трамвая поблизости нет.
  • Разворот осуществляется после пропуска встречных автомобилей.

Назначить штраф водителю инспектор имеет право при допуске следующих нарушений:

  • Разворот непосредственно с проезжей части. Такие действия водителя неизменно создают аварийную ситуацию, поэтому предусматривает наказание.
  • Разворот осуществлён со встречной трамвайной линии.
  • Во время разворота автомобиль остановился поперёк трамвайных путей.

Движение и разворот на перекрестке

Двигаться непосредственно по трамвайной линии разрешается исключительно в попутном направлении и при дополнительном условии, что все остальные полосы для движения в попутном направлении заняты.

При этом на перекрёстке действуют особенные правила:

  • Когда сигналы светофора и регулировщика разрешают движение всем участникам, трамвай будет иметь преимущество и автомобиль обязан уступить дорогу.
  • Если движение регулируется стрелкой, активированной в дополнительной секции одновременно с красным или жёлтым сигналом светофора, уступить дорогу обязан трамвай.

Обгон по попутным трамвайным путям в настоящее время правилами не допускается. В этой ситуации трамвайные пути расположены с противоположной стороны, поэтому обгон по трамвайной линии невозможен и будет расценен как выезд на встречную полосу.

Опережение по попутным трамвайным путям допускается в обстоятельствах, если автомобиль не помещает общественному транспорту. Но если в попутном направлении есть свободные полосы, на трамвайные пути лучше не въезжать.

Штрафы, связанные с въездом на трамвайные пути

Размер штрафа зависит от действий водителя в конкретных обстоятельствах:

  • 500 рублей(или предупреждение) – выезд на пути, отделённые от дороги сплошной линией разметки.
  • 500 рублей – создание помех движению трамвая в попутном направлении.
  • 1500 рублей (3000 рублей для Москвы и Санкт-Петербурга) – остановка на трамвайной линии.
  • 5000 рублей(или лишение прав на 4-6 месяцев) – выезд на встречные трамвайные пути. За аналогичное нарушение в случае вынужденного объезда препятствия – от 1000 до 1500 рублей.
  • Лишение прав на срок до года – за повторное нарушение правил. Связанных со въездом на трамвайные пути. 5000 рублей за повторное нарушение, зафиксированное автоматическими камерами.
Читать еще:  Машину ведет в сторону при движении причины

ДТП на трамвайной линии

ДТП, совершённое на трамвайных путях, может обернуться не только штрафом, но и взысканием суммы ущерба от остановки трамвая. Ожидание инспектора для рассмотрения дела может затянуться, следовательно, трамваи не смогут двигаться по рельсам. Для трамвайного парка это выльется в убытки, составляющие не один десяток тысяч рублей. Транспортное управление подаст в суд на виновника ДТП и взыщет сумму убытков.

Поэтому в случае ДТП необходимо начертить схему происшествия, сделать фото с разных ракурсов и убрать автомобиль с путей. Такое развитие событий возможно только в том случае, если трамвай непосредственно в ДТП не принимал участия. Дальнейшее оформление происшествия производится в ближайшем отделении ГИБДД.

В случае ДТП, в котором задействован трамвай, виноватым признаётся водитель автомобиля. Обстоятельство обусловлено тем, что машина может въезжать на трамвайные линии только в том случае, если не создаются помехи для проезда по ним самого трамвая.

Важно. Исключение составляют обстоятельства, когда вагоновожатый допустил проезд на красный сигнал или внезапно выехал из депо.

На видео инструктор объясняет, как правильно делать разворот на трамвайных путях.

Из всего вышесказанного невольно напрашивается вывод, что движение и разворот по трамвайным путям осуществляется с максимальной осторожностью, соблюдением всех особенностей и только в крайних случаях. Любое возникновение помехи движению трамвая может закончиться наложением штрафа и даже лишением прав.

Поворот налево с трамвайных путей и разворот через трамвайные пути

Ездил позавчера по улицам, во всю длину которых проложены трамвайные пути (таких в Москве немеряно — читай Краснобогатырская — Первомайская). И вспомнил историю о том, как мы с моим приятелем спорили — можно ли пересекать трамвайные пути, чтобы развернуться или повернуть налево, и не будут ли гаишники это считать за выезд на встречку, как они считают, например, поворот налево под знаком только прямо. Или же необходимо доехать до перекрестка, и там уже — если знаки позволяют — поворачивать и разворачиваться. Разбирались и спорили мы долго, я утверждал, что пути — не есть двойная сплошная, несмотря на то, что выезд на трамвайные пути встречного направления карается лишением прав. Очень часто приходится слышать мнение, что (особенно, если дорога имеет два и более рядов в одном направлении) между путями находится воображаемая разделительная линия, и иногда — аж двойная.

Что всегда успешно контраргументируется возражением, что именно в месте, где я решил повернуть налево, или развернутся — в вашей воображаемой двойной сплошной находится мой воображаемый разрыв двойной линии с заменой ее на пунктирную.

Естественно, этот аргумент не действует, если место, где очень хочется повернуть или развернуться — находится рядом с остановкой общественного транспорта, пешеходным переходом, в тунеле/на мосту или в зоне действия знака только прямо — тут уж ничего не попишешь — нельзя. Но во всех остальных случаях — он действует железно.

Нет ничего из вышеуказанного — да, можно — смело поворачиваем и разворачиваемся через трамвайные пути. Да, ГАИшники могут попытаться привлечь за выезд — но если вы в момент пересечения находились под углом в 90 градусов к ним — это не больше, чем разводка — типа вы использовали трамвайные пути попутного направления для обгона (что разрешено пдд), и выехали на встречные трамвайные пути, а теперь пытаетесь оправдаться разворотом. Впрочем, к счастью, уже не часто встречающаяся разводка, отбиться достаточно легко — если только это не было действительно так.

А, ну и маневр должен выполнятся с трамвайных путей попутного направления.

А пути должны быть на уровне земли — ну это очевидно.

Ну а если протокол все же написан — отбивайтесь в суде. Да, зачастую суды заканчиваются фразой «Нет основания не доверять показаниям сотрудника ГАИ такого-то», но обращение за консультацией, как вести процесс — серьезно уменьшает вероятность такого исхода.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector