2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Провода для соединения аккумуляторов

Провода для соединения аккумуляторов

Подача электрического тока от аккумуляторной батареи к стартеру и потребителям электросистемы автомобиля выполняется аккумуляторными проводами (проводами АКБ). О том, что такое провода АКБ, как они устроены, каких типов бывают и какое место занимают в бортовой электрической сети — читайте в статье.

Что такое провод АКБ

Провод АКБ (аккумуляторный провод) — электротехническое изделие, провод большого сечения с клеммами для соединения аккумуляторной батареи (АКБ) с электростартером и электросистемой транспортного средства. Также к данному типу проводов относятся перемычки для соединения нескольких АКБ друг с другом и провода «массы».

Аккумуляторные провода часто называются пусковыми или стартерными, что отражает одну из их функций — подачу тока на стартер при запуске двигателя. Этим же термином зачастую обозначаются и провода для прикуривания, о чем следует учитывать при покупке этих электротехнических изделий.

Типы проводов аккумуляторных батарей

Провода АКБ отличаются назначением, функционалом и некоторыми конструктивными особенностями.

По назначению провода бывают трех основных типов:

  • Стартерные/пусковые аккумуляторные провода;
  • Перемычки;
  • Провода «массы».

Провода первого типа являются основными, они служат для подключения к аккумулятору стартера и других компонентов электросистемы. Перемычки используются для последовательного соединения двух аккумуляторных батарей в электросистемах на 24 В. Провода «массы» применяются для соединения аккумулятора с «массой» (общим проводом) транспортного средства.

Также провода делятся на «плюсовые» и «минусовые» — соответственно, для подключения к положительной или отрицательной клемме аккумуляторной батареи. Эти провода для различных автомобилей имеют неодинаковую длину и конфигурацию.

Основные провода АКБ и перемычки всегда оснащаются концевыми клеммами для подключения к аккумуляторной батарее, клеммы отличаются типоразмером и материалом изготовления. По материалу изготовления клеммы бывают:

  • Латунь или медь без покрытия;
  • Латунь или медь с покрытием свинцом, оловянно-висмутовым или иным сплавом;
  • Свинец или свинцовые сплавы.

Клеммы из меди и медных сплавов со стороны подключения к аккумулятору используются реже других типов, так как они подвержены коррозии и разрушению вследствие электротехнических реакций. Клеммы с покрытием свинцовыми сплавами и цельные свинцовые клеммы находят самое широкое применение, так как они наиболее устойчивы к контакту со свинцовыми клеммами на АКБ. Некоторое применение находят клеммы из алюминиевых и прочих сплавов.

По размеру и типу клемм провода делятся на несколько основных типов:

  • Европейские конусные (стандартные, Euro, Type 1, DIN/JIS) — внутренний диаметр 19,5 («+») и 17,9 («-»);
  • Японские конусные (Type 2, JIS) — внутренний диаметр 14,7 («+») и 13,0 («-»);
  • Азиатские конусные (Type 3) — внутренний диаметр 12,7 («+») и 11,1 («-»);
  • Под болт российского стандарта;
  • Под болт и винтовые американские;
  • Других стандартов под болт, винтовые и комбинированные.

Наибольшее распространение имеют аккумуляторы с европейскими и азиатскими конусными клеммами, поэтому основная масса проводов АКБ оснащается соответствующими типами клемм. Однако сегодня в продаже можно найти провода для любых клемм и аккумуляторов.

Наконец, аккумуляторные провода можно разделить на две группы по функционалу:

  • Стандартные провода и перемычки без возможности дополнительных подключений;
  • Провода и перемычки с дополнительными клеммами, отводом (дополнительным выводом) или возможностью соединения одного-трех отводов.

Провода второго типа имеют отвод от концевой клеммы со стороны АКБ, позволяющей подключать напрямую к аккумулятору некоторых потребителей или выполнять дополнительное соединение с «массой». В перемычках может предусматриваться клемма для подключения некоторых приборов к средней точке.

Конструкция проводов АКБ

В общем случае провод АКБ устроен просто. Его основу составляет многожильный медный провод большого сечения (от 16 до 80 и более кв. мм), заключенный в одно- или многослойную изоляцию из ПВХ, материалов на основе резины или других полимеров. На каждом конце провода монтируются клеммы, одна для соединения с клеммой аккумулятора, другая для подключения к стартеру, «массе» или другим потребителям. В месте соединения провода с клеммой может использоваться дополнительная изоляция.

Со стороны подключения к АКБ клемма должна соответствовать одному из указанных выше стандартов. Наиболее часто используются накидные клеммы с зажимом, которые подходят для АКБ с конусными клеммами. С обратной стороны обычно используются силовые клеммы под болт в виде лопаток или сплющенных трубок. В перемычках обе клеммы соответствуют одному стандарту, однако, одна из них плюсовая, а вторая минусовая. Конструкция, размеры и конфигурация клемм зависит от модели транспортного средства, для которого предназначен данный конкретный провод.

Клеммы могут защищаться от грязи, попадания воды и других негативных воздействий накидными пластиковыми кожухами. На проводе также может располагаться дополнительная гофрированная изоляция.

Место провода АКБ в электросистеме автомобиля и его принцип работы

Как уже было сказано, провода АКБ решают две основных задачи:

  • Питание стартера при запуске двигателя;
  • Подача тока на электросистему транспортного средства.

Наиболее часто провода АКБ имеют следующую схему подключения:

  • Один провод (как правило — положительный) напрямую соединен со стартером;
  • Второй провод соединен с «массой» автомобиля (с кузовом, также предусматривается отвод на блок двигателя).

В момент запуска двигателя по проводам АКБ протекают высокие токи — от 200 до 1000 А, при этом они обладают некоторым электрическим сопротивлением, что вследствие закона Ома влечет за собой падение напряжения на проводах и их нагрев. Согласно отраслевому стандарту ОСТ 37.001.052-2000 на стартерных проводах падение напряжения должно быть не более 2 В на 1000 А, а это можно обеспечить только использованием проводов большого сечения, изготовленных из металла с малым удельным сопротивлением. Поэтому сегодня провода АКБ изготавливаются из меди и имеют сечение не менее 16 кв. мм — только такие провода могут обеспечить нормальную работу стартера без чрезмерного нагрева и каких-либо негативных последствий.

Провода АКБ подвергаются значительным нагрузкам и с течением времени теряют свою прочность и характеристики, поэтому периодически нуждаются в ремонте или замене. В случае замены следует правильно подбирать новые провода и правильно их устанавливать — только так электросистема автомобиля будет функционировать надежно и безопасно.

Читать еще:  Дорожный знак остановка автобуса

Провода для соединения аккумуляторов

Подача электрического тока от аккумуляторной батареи к стартеру и потребителям электросистемы автомобиля выполняется аккумуляторными проводами (проводами АКБ). О том, что такое провода АКБ, как они устроены, каких типов бывают и какое место занимают в бортовой электрической сети — читайте в статье.

Что такое провод АКБ

Провод АКБ (аккумуляторный провод) — электротехническое изделие, провод большого сечения с клеммами для соединения аккумуляторной батареи (АКБ) с электростартером и электросистемой транспортного средства. Также к данному типу проводов относятся перемычки для соединения нескольких АКБ друг с другом и провода «массы».

Аккумуляторные провода часто называются пусковыми или стартерными, что отражает одну из их функций — подачу тока на стартер при запуске двигателя. Этим же термином зачастую обозначаются и провода для прикуривания, о чем следует учитывать при покупке этих электротехнических изделий.

Типы проводов аккумуляторных батарей

Провода АКБ отличаются назначением, функционалом и некоторыми конструктивными особенностями.

По назначению провода бывают трех основных типов:

  • Стартерные/пусковые аккумуляторные провода;
  • Перемычки;
  • Провода «массы».

Провода первого типа являются основными, они служат для подключения к аккумулятору стартера и других компонентов электросистемы. Перемычки используются для последовательного соединения двух аккумуляторных батарей в электросистемах на 24 В. Провода «массы» применяются для соединения аккумулятора с «массой» (общим проводом) транспортного средства.

Также провода делятся на «плюсовые» и «минусовые» — соответственно, для подключения к положительной или отрицательной клемме аккумуляторной батареи. Эти провода для различных автомобилей имеют неодинаковую длину и конфигурацию.

Основные провода АКБ и перемычки всегда оснащаются концевыми клеммами для подключения к аккумуляторной батарее, клеммы отличаются типоразмером и материалом изготовления. По материалу изготовления клеммы бывают:

  • Латунь или медь без покрытия;
  • Латунь или медь с покрытием свинцом, оловянно-висмутовым или иным сплавом;
  • Свинец или свинцовые сплавы.

Клеммы из меди и медных сплавов со стороны подключения к аккумулятору используются реже других типов, так как они подвержены коррозии и разрушению вследствие электротехнических реакций. Клеммы с покрытием свинцовыми сплавами и цельные свинцовые клеммы находят самое широкое применение, так как они наиболее устойчивы к контакту со свинцовыми клеммами на АКБ. Некоторое применение находят клеммы из алюминиевых и прочих сплавов.

По размеру и типу клемм провода делятся на несколько основных типов:

  • Европейские конусные (стандартные, Euro, Type 1, DIN/JIS) — внутренний диаметр 19,5 («+») и 17,9 («-»);
  • Японские конусные (Type 2, JIS) — внутренний диаметр 14,7 («+») и 13,0 («-»);
  • Азиатские конусные (Type 3) — внутренний диаметр 12,7 («+») и 11,1 («-»);
  • Под болт российского стандарта;
  • Под болт и винтовые американские;
  • Других стандартов под болт, винтовые и комбинированные.

Наибольшее распространение имеют аккумуляторы с европейскими и азиатскими конусными клеммами, поэтому основная масса проводов АКБ оснащается соответствующими типами клемм. Однако сегодня в продаже можно найти провода для любых клемм и аккумуляторов.

Наконец, аккумуляторные провода можно разделить на две группы по функционалу:

  • Стандартные провода и перемычки без возможности дополнительных подключений;
  • Провода и перемычки с дополнительными клеммами, отводом (дополнительным выводом) или возможностью соединения одного-трех отводов.

Провода второго типа имеют отвод от концевой клеммы со стороны АКБ, позволяющей подключать напрямую к аккумулятору некоторых потребителей или выполнять дополнительное соединение с «массой». В перемычках может предусматриваться клемма для подключения некоторых приборов к средней точке.

Конструкция проводов АКБ

В общем случае провод АКБ устроен просто. Его основу составляет многожильный медный провод большого сечения (от 16 до 80 и более кв. мм), заключенный в одно- или многослойную изоляцию из ПВХ, материалов на основе резины или других полимеров. На каждом конце провода монтируются клеммы, одна для соединения с клеммой аккумулятора, другая для подключения к стартеру, «массе» или другим потребителям. В месте соединения провода с клеммой может использоваться дополнительная изоляция.

Со стороны подключения к АКБ клемма должна соответствовать одному из указанных выше стандартов. Наиболее часто используются накидные клеммы с зажимом, которые подходят для АКБ с конусными клеммами. С обратной стороны обычно используются силовые клеммы под болт в виде лопаток или сплющенных трубок. В перемычках обе клеммы соответствуют одному стандарту, однако, одна из них плюсовая, а вторая минусовая. Конструкция, размеры и конфигурация клемм зависит от модели транспортного средства, для которого предназначен данный конкретный провод.

Клеммы могут защищаться от грязи, попадания воды и других негативных воздействий накидными пластиковыми кожухами. На проводе также может располагаться дополнительная гофрированная изоляция.

Место провода АКБ в электросистеме автомобиля и его принцип работы

Как уже было сказано, провода АКБ решают две основных задачи:

  • Питание стартера при запуске двигателя;
  • Подача тока на электросистему транспортного средства.

Наиболее часто провода АКБ имеют следующую схему подключения:

  • Один провод (как правило — положительный) напрямую соединен со стартером;
  • Второй провод соединен с «массой» автомобиля (с кузовом, также предусматривается отвод на блок двигателя).

В момент запуска двигателя по проводам АКБ протекают высокие токи — от 200 до 1000 А, при этом они обладают некоторым электрическим сопротивлением, что вследствие закона Ома влечет за собой падение напряжения на проводах и их нагрев. Согласно отраслевому стандарту ОСТ 37.001.052-2000 на стартерных проводах падение напряжения должно быть не более 2 В на 1000 А, а это можно обеспечить только использованием проводов большого сечения, изготовленных из металла с малым удельным сопротивлением. Поэтому сегодня провода АКБ изготавливаются из меди и имеют сечение не менее 16 кв. мм — только такие провода могут обеспечить нормальную работу стартера без чрезмерного нагрева и каких-либо негативных последствий.

Читать еще:  Новая бмв 3 серии 2020

Провода АКБ подвергаются значительным нагрузкам и с течением времени теряют свою прочность и характеристики, поэтому периодически нуждаются в ремонте или замене. В случае замены следует правильно подбирать новые провода и правильно их устанавливать — только так электросистема автомобиля будет функционировать надежно и безопасно.

Подключение АКБ к инвертору и сечение кабеля

Эта статья предназначена для домашних мастеров, которые без помощи электрика устанавливают инверторную систему бесперебойного питания для домашнего отопительного котла и других нужд резервирования. Кабель какого сечения использовать? Читайте в этой статье.

Чтобы собрать систему бесперебойного питания для домашнего котла отопления, не обязательно быть электриком. Для этого вполне достаточно базовых технических знаний. Поэтому люди часто берутся самостоятельно устанавливать подобную систему. Но при покупке нам регулярно задают один и тот же вопрос — о необходимом сечении соединительных кабелей и порядке соединения аккумуляторных батарей в стеки для увеличения вольтажа или емкости.

Сетевой инвертор – это прибор для преобразования постоянного тока (различного вольтажа) в переменный, 220 Вольт. Системы на основе инвертора и одного или нескольких внешних АКБ используются для организации автономного и бесперебойного электропитания частных домов, коттеджей и офисных помещений. Очень часто аккумулятор и инвертор используют при получении «зеленого электричества» от ветрогенераторов и солнечных батарей. Чтобы обеспечить бесперебойную работу системы, нужно правильно подобрать технические параметры приборов и подключить аккумуляторные батареи к инвертору.

Напряжение аккумуляторов

Для «зеленых систем», а также других нужд резервного питания, чаще всего используют АКБ напряжением 12 Вольт, а также сборки из нескольких штук на 24 и 48 Вольт. Чтобы избежать разбаллансировки, в любых способах комбинации батарей рекомендуется использовать однотипные моноблоки с одинаковой датой производства. При одновременном заказе у нас от 2 шт и более мы всегда выдаем батареи из одной партии без дополнительных уточнений со стороны покупателя.

Двенадцативольтовые моноблочные батареи хорошо подходят для систем бесперебойной подачи электричества для потребителей небольшой мощности, т.е. если нужно подключить небольшой ветрогенератор или пару солнечных панелей. Не советуем ограничиваться таким вольтажом, когда планируемая мощность превосходит 1,5 кВт.

Двадцати четырех вольтовые системы хорошо себя зарекомендовали при общей мощности до 4 кВт. Этот номинал подходит для большинства солнечных панелей, имеющих паспортное напряжение 36-38 Вольт.

Ну и сорока восьми вольтовые аккумуляторные стеки – это эффективные решения для серьезных задач. Такой системы достаточно, чтобы обеспечить электричеством крупный частный дом или небольшой офис. Они обеспечивают неплохую эффективность и позволяют применять кабель до 120 мм2.

Как выбирать сечение кабеля

Кабели, соединяющие АКБ с источниками бесперебойного питания, должны выдерживать большие токи. Чтобы сделать правильный выбор, нужно рассчитывать провода, исходя из максимума энергопотребления, которое берет инвертор. Чем надежнее соединение и меньше сопротивление, тем лучше. От кабеля зависит на сколько упадет напряжение при его передаче, а значит и производительность всей системы. То есть, чем короче и толще провод – тем эффективнее будет работать система, т.к. падение напряжения будет минимальным.

Один из весьма распространенных просчетов при подключении АКБ к инвертору — малое сечение соединительного кабеля. Если хотите рассчитать нужное сечение провода для определенной системы бесперебойного электропитания, нужно знать паспортную мощность инвертора и токи, которые будут проходить через кабели. Кроме того, нужно рассчитать каково будет расстояние от аккумуляторных батарей до инвертора и напряжение постоянного электричества.

Требуемое сечение провода рассчитывают так, чтобы напряжение в системе падало не больше чем на 2% от рабочего номинала. Есть простая и удобная формула расчета сечения кабеля: R = E / I x L, где R – сопротивление кабеля в Ом*мм2/м (для медных проводов — 0,0167), I – наибольшие токи в Амперах, L — длина провода выраженная в метрах. (х2 для плюсового и минусового проводов).

Ниже в таблице приведены минимальные значения сечения проводов для систем различной мощности:

Кают-Компания «Катера и Яхты»

Провода для подключения аккумулятора

box6767 04 ноя 2008

БАР 04 ноя 2008

Suh 04 ноя 2008

БАР 04 ноя 2008

Сечение новых проводов должно быть больше, пропорционально увеличению длины. Т.е. если провод в два раза длиннее, то и сечение в два раза больше.

Вы считаете, что производитель, исходя из теплового режима, внутреннего сопротивления аккумулятора и ожидаемого тока, выбирает минимально возможное сечение провода? Думаю, там многократный запас. Но, с другой стороны, Вы правы. Лучше подстраховаться.

Suh 04 ноя 2008

Гость_kap90_* 04 ноя 2008

Вы считаете, что производитель, исходя из теплового режима, внутреннего сопротивления аккумулятора и ожидаемого тока, выбирает минимально возможное сечение провода?

totum 04 ноя 2008

А.Маркаров 04 ноя 2008

Для примера, провода электрических шкотовых лебедок Lewmar рекомендованы сечением 50 кв.мм при длине провода не более 9 метров, если более — то сечение рекомендуется 95 кв.мм. Ток при этом не превосходит 150 А. Падение напряжения при этом допускается не более 2 В. Мне представляется, что стартерные провода, испытывающие нагрузки не меньшие, а возможно и большие, должны быть также весьма толстыми. Вы можете по аналогии прикинуть сечение, зная токи стартера Вашего двигателя. Скорее всего предельные токи достигают 100А, таким образом, Ваши стартерные провода при жлине порядка 3 — 5 м должны быть сечением не менее 35 кв.мм.
Найти такие провода несложно, так же как и оконечники.

Trin 04 ноя 2008

Добрый день. Мотор TOHATSU 30 MFS стандартный провод от мотора до аккумулятора оказался коротким- хочу его наростить. На каком-то сайте видел готовые провода-не могу найти сайта. Подскажите: как правельно и каким кабелем сделать эту операцию. Какие приспособления потребуются? Спасибо.

Читать еще:  Не горят фонари заднего хода

Если имеется ввиду провод от генератора,то его сечение можно оставть прежним.Если это на запуск стартера,то сечение желательно увеличить.
R на I квадрат — это мощность(тепло)которая выделится на этом куске кабеля.
Здесь ток запуска стартера большой и пусковой момент. а вот R желательно уменьшить(на это можно повлиять).
Я,так думаю,у Вас генератор 80w — ток небольшой(6-8А).Провод лучше взять,как рекомендовали-акустический силиконовый рассчитан на невысокие напряжения,но зато с водой дружит и токи держит(имею ввиду температуру
до 180-200грд.) Самое главное- хороший контакт обеспечить(пайка желат.)
Удачи.

tolyd 28 мар 2009

Самое главное- хороший контакт обеспечить(пайка желат.)
Удачи.

Насчёт пайки не согласен коллега. Пайка и морская среда, это не очень здорово. Коррозия обеспечена 100%, т.к. промыть провода от кислоты наверняка не выйдет. На мой взгляд хороший обжим проводов достаточен. Потом сверху лаком для изоляции, лет 20 прослужат как новые.

dve 28 мар 2009

dve 28 мар 2009

Alessandro 28 мар 2009

Насчёт пайки не согласен коллега. Пайка и морская среда, это не очень здорово. Коррозия обеспечена 100%, т.к. промыть провода от кислоты наверняка не выйдет. На мой взгляд хороший обжим проводов достаточен. Потом сверху лаком для изоляции, лет 20 прослужат как новые.

А зачем кислота? Не нуна кислоты. медь замечательно паяется под спирто-канифольным флюсом!

Лучше резиновой изоляции еще ничего не придумали-

Сварить хорошо, а лучше цельный. не то время, когда нет возможности не найти провод нужного сечения

vvk01 28 мар 2009

Добрый день. Мотор TOHATSU 30 MFS стандартный провод от мотора до аккумулятора оказался коротким- хочу его наростить. На каком-то сайте видел готовые провода-не могу найти сайта. Подскажите: как правельно и каким кабелем сделать эту операцию. Какие приспособления потребуются? Спасибо.

Коллега, не парьте мозг и купите два провода в автомагазине: красный — + и черный нужной длины сечением 50 кв. мм. Наконечники «прикрутите» сами.
Все.

stark850 22 апр 2009

Геннадий71 22 мая 2009

nvc 22 мая 2009

Господа! В магазине электротоваров продается провод ПВ1 или ПВ2(не помню точно).

ПВ3 x NN где NN сечение в кв/mm.

Учитывая, что эл.ток передается по поверхности провода, то многожильность провода, при одинаковом его сечении обеспечивает наилучшее прохождение тока по проводам.

Коллега, в этой части Вы правы только в том случае если рассматриваются высокочастотные токи, они начиная с некоторой частоты (не помню с какой именно ) действительно распространяются по поверхности проводника. Вернее с любой частоты начинает появлятся так называемый поверхностный эффект, но на 50гц он мал и им фактически пренебрегают, но в стартере вообще постоянный ток который распространяется по всему сечению проводника.

Если длина увеличивается в двое, диаметр провода необходимо увеличить в половину.

В целом так, но более точно нужно считать падение напряжения в зависимости от тока. Удельное сопротивление медного провода составляет 0,0175 Ом. То есть проводник длиной один метр сечением 1кв/мм будет иметь такое сопротивление. Исходя из известной мощности стартера, либо потребляемого им тока, просчитывается нужный диаметр при заданой длине и заданному падению напряжения.
L — длина в м.
I — ток
S — сечение в кв/мм
u — падение напряжения
u = ((0,0175*L)/S)*I
Сообщение отредактировал nvc: 22 мая 2009 — 18:59

Ayrton 27 мая 2009

Коллега, в этой части Вы правы только в том случае если рассматриваются высокочастотные токи, они начиная с некоторой частоты (не помню с какой именно ) действительно распространяются по поверхности проводника. Вернее с любой частоты начинает появлятся так называемый поверхностный эффект, но на 50гц он мал и им фактически пренебрегают, но в стартере вообще постоянный ток который распространяется по всему сечению проводника.

Не зависит от частоты тока характер движения свободных электронов в проводнике. Они просто отталкиваются друг от друга, как одинаково заряженные и вытесняются на поверхность проводника. Чем больше жил в проводе — тем лучше, хоть на постоянке, хоть на переменке. Только есть один нюанс — жилки должны быть изолированы друг от друга, а поскольку в обычных многожильных проводах отдельные жилки не изолированы, то совершенно пофигу — много их или одна, только гибкостью и ценой провода одинакового сечения отличаются.

А ваще электричество — дело тёмное! Это я как специально обученный в ВУЗе электромеханик говорю.

stark850 03 июн 2009

Vadim R. 03 июн 2009

. Самое главное- хороший контакт обеспечить(пайка желат.).

Для больших токов, а тем более в агрессивной среде и при вибрации, пайка не считается надёжным соединением. Применяется соединение через наконечники болтом-гайкой-шайбами. Чтобы уж совсем в идеале — латунным крепежом.
Сообщение отредактировал Vadim R.: 03 июня 2009 — 10:45

tolyd 03 июн 2009

Для больших токов, а тем более в агрессивной среде и при вибрации, пайка не считается надёжным соединением. Применяется соединение через наконечники болтом-гайкой-шайбами. Чтобы уж совсем в идеале — латунным крепежом.

Тогда уже посеребрёнными клемами или золочёнными.

raids 04 авг 2009

катерщик 04 авг 2009

Тысяча двести 11 мар 2010

Акустические провода неоправданно дорогая блажь — в твоем случае провод ПВ3 сечением 10-16 кв. мм, на концы обычные обжимные клеммы и скрутить это все болтами, действительно лучше (но не обязательно) латунными диаметром 6-8мм. ВСЕ!

Абсолютно согласен, но идти надо не в автомагазин, а на строительный рынок и покупать провода для сварочных аппартов марка КГ. Они мягкие (прокладвать легче) и максимальное сечение, которое встречал 95 кв.мм. И бюджетно вестьма (относительно акустики). И длина любая, наращивать ничего не надо.
Сообщение отредактировал Тысяча двести: 11 марта 2010 — 18:33

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector