16 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Система охлаждения камаз 740

Система охлаждения двигателя КАМАЗ (стр. 1 из 5)

1. Общее устройство системы охлаждения двигателя КАМАЗ

2. Техническое обслуживание и ремонт системы охлаждения двигателя КАМАЗ

2.1. Техобслуживание системы охлаждения двигателя КАМАЗ

2.2.1 Подготовительные работы.

2.2.2 Оборудование, приспособления и инструменты, применяемые при работе

2.2.3 Ремонт системы охлаждения двигателя КАМАЗ

3. Охрана труда, противопожарные мероприятия

3. 1 Техника безопасности

3.2. Меры безопасности перед началом работы

3.3. Меры безопасности во время работы

3.4. Меры безопасности в аварийной ситуации

3.5. Противопожарные мероприятия

Во время работы автомобильного двигателя температура в течение рабочего процесса изменяется от минимальной 80—120° С в конце впуска до максимальной 2000—2200° С в конце сгорания смеси.

Если не охлаждать двигатель, то от действия газов будут сильно нагреваться стенки цилиндров и камер сгорания, головка цилиндров, поршни и клапаны. В этих условиях возможно преждевременное воспламенение рабочей смеси (в карбюраторном двигателе) или заклинивание деталей, т. е. выход двигателя из строя. При высокой температуре уменьшается вязкость масла и оно удерживается на рабочей поверхности цилиндров, поршневых колец и поршней. В результате увеличивается трение и износ трущихся поверхностей взаимно сопрягаемых деталей. Из-за сильного нагрева деталей уменьшается наполнение цилиндров смесью или воздухом и снижается мощность двигателя.

Для того чтобы избежать отрицательных явлений, вызываемых перегревом двигателя, его необходимо охлаждать, для чего служит система охлаждения. Нормальная работа системы охлаждения способствует получению наибольшей мощности двигателя, уменьшению расхода топлива и увеличению срока службы двигателя без ремонта.

Чрезмерное охлаждение двигателя автомобиля также нежелательно, так как оно вызывает перерасход топлива. Горючая смесь, поступающая в цилиндр, частично конденсируется на холодных стенках цилиндра, стекает по ним и смывает смазку. Часть топлива в жидком виде проникает в картер и разжижает масло. Качество масла при этом ухудшается и сроки смены его сокращаются. Трение и износ деталей возрастают, а мощность двигателя снижается.

Рассмотрим систему охлаждения двигателя автомобиля КАМАЗ.

1. Общее устройство системы охлаждения двигателя КАМАЗ

Система охлаждения двигателя жидкостная за­крытого типа с принудительной циркуляцией ох­лаждающей жидкости. Основными элементами си­стемы (рис. 1) являются водяной насос 8, радиатор, термостаты 22, вентилятор 10, гидромуфта привода вентилятора, включатель 15 гидромуфты, расшири­тельный бачок 20, перепускные трубы, жалюзи.

Рис. 1. Схема системы охлаждения:

1 — труба перепус­кная от радиатора к расширительному бачку; 2 — трубка соединительная от компрессора к бачку; 3 — компрессор; 4, 6 — трубы водосборные; 5 — труба соединительная водяная; 7 — труба перепускная термостатов; 8 — насос водяной; 9 — колено отводящего патрубка водяного трубопровода; 10 — вентилятор; 11 — экран сливной системы охлаждения; 12 — труба подводящая правого ряда цилиндров; 13 — патрубок подводящей трубы; 14 -головка цилиндров; 15 — включатель гидромуфты приво­да вентилятора; 16 — коробка термостатов; 17 — патрубок отвода охлаждающей жидкости из бачка в водяной насос; 18 — патрубок отвода охлаждающей жидкости в отопитель; 19 — кран контроля уровня охлаждающей жидкости; 20 — бачок расширительный; 21- пробка паровоздушная; 22 — термостат; I — из радиатора; II — в насос при закрытых термостатах; III — в радиатор при открытых термостатах

Рис. 2. Термостат: 1,5- клапаны; 2, 4 — пружины; 3, 6 -стойки; 7, 12 — гайки регулировочные; 8 — шток; 9 -баллон; 10 — масса активная (церезин); 11 — вставка резиновая с шайбой

Температура охлаждающей жидкости в системе плюс 8О. 98°С. Тепловой режим двигателя регулиру­ется автоматически термостатами и включателем гидромуфты привода вентилятора, которые управ­ляют направлением потока жидкости и работой вентилятора в зависимости от температуры охлажда­ющей жидкости в двигателе.

Для ускорения прогрева двигателя, а также поддер­жания температурного режима двигателя в холодное время года перед радиатором установлены жалюзи.

Термостаты (рис. 2) с твердым наполнителем и прямым ходом клапана, предназначенные для авто­матического регулирования теплового режима двига­теля, размещены в коробке (см. рис. 1), закрепленной на переднем торце правого ряда блока цилиндров.

На холодном двигателе вход жидкости в радиатор перекрыт клапаном 5 (см. рис. 2), а вход в перепус­кную трубу к водяному насосу открыт клапаном 1. Охлаждающая жидкость циркулирует, минуя радиа­тор, что ускоряет прогрев двигателя.

При достижении температуры охлаждающей жид­кости 80 «С активная масса — церезин 10, за­ключенная в баллоне 9, плавится, увеличиваясь в объеме. При этом баллон 9 начинает перемещаться вправо, открывая клапан 5 и закрывая клапан 1. Охлаждающая жидкость начинает циркулировать через радиатор. При диапазоне температур 80. 93 «С охлаждающая жидкость продолжает поступать через перепускную трубу на вход насоса и через радиатор, клапаны 1 и 5 открыты частично.
При температуре 93°С происходит полное от­крытие клапана 5, при этом вся жидкость цирку­лирует через радиатор.

При снижении температуры охлаждающей жид­кости до 80 «С и ниже объем церезина уменьшается, и клапаны под действием пружин 2 и 4 термостата занимают первоначальное положение.

Гидромуфта привода вентилятора (рис. 3) пере­дает крутящий момент от коленчатого вала к венти­лятору.

Передняя крышка 1 блока и корпус 2 подшипника соединены винтами и образуют полость, в которой установлена гидромуфта. Ведущий вал 6 в сборе с кожухом 3, ведущее колесо 10, вал 12 и шкив 11, соединенные болтами, составляют ведущую часть гидромуфты, которая вращается в шариковых подшипниках 8, 19. Ведущая часть гидромуфты приво­дится во вращение от коленчатого вала через шлицевой вал 7. Ведомое колесо 9 в сборе с валом 16, на котором закреплена ступица 15 вентилятора, состав­ляет ведомую часть гидромуфты, вращающуюся в шарикоподшипниках 4, 13. Гидромуфта уплотнена резиновыми манжетами 17, 20.
На внутренних тороидальных поверхностях ве­дущего и ведомого колес отлиты радиальные лопатки. На ведущем колесе тридцать три лопатки, на ведо­мом — тридцать две. Межлопаточное пространство колес образует рабочую полость гидромуфты.

Читать еще:  Toyo observe ice freezer

Рис. 3. Гидромуфта привода вентилятора:

1 — крышка передняя; 2 — корпус подшипника; 3 — кожух; 4, 8, 13, 19 -подшипники шариковые; 5 — трубка корпуса подшипника; 6 — вал ведущий; 7 — вал привода гидромуфты; 9 — колесо ведомое; 10 — колесо ведущее; 11 — шкив: 12 — вал шкива; 14 — втулка упорная; 15 — ступица вентилятора; 16 — вал ведомый; 17, 20 — манжета с пружинами; 18 — прокладка; 21 – маслоотражатель

Рис. 4. Включатель гидромуфты:

1 -рычаг пробки; 2 — крышка; 3, 8 -шарики; 4 — пробка; 5 — корпус вклю­чателя; 6 — клапантермосиловой(кор­пус); 7-датчик термосиловой; 9 — коль­цо

уплотнительное; 10 – пружина.

Передача крутящего момента с ведущего колеса 10 гидромуфты на ведомое колесо 9 происходит при заполнении рабочей полости маслом. Частота вра­щения ведомой части гидромуфты зависит от коли­чества масла, поступающего в гидромуфту.

Масло поступает через включатель (рис. 4), кото­рый управляет работой гидромуфты привода венти­лятора. Он установлен в передней части двигателя на патрубке, подводящем охлаждающую жидкость к правому ряду цилиндров.

Включатель имеет три фиксированных положения и обеспечивает работу вентилятора в одном из режимов:

— автоматический — рычаг установлен в положение А

При повышении температуры охлаждающей жид­кости, омывающей термосиловой датчик, активная масса, находящаяся в баллоне датчика, начинает плавиться и, увеличиваясь в объеме, перемещает шток датчика и шарик 8 (см. рис. 4).

При температуре жидкости 86. 90°С шарик 8 открывает масляный канал. Масло из главной мас­ляной магистрали двигателя по каналам в корпусе включателя, блоке и его передней крышке, трубке 5 (см. рис. 3), каналам в ведущем валу поступает в рабочую полость гидромуфты; при этом крутящий момент от коленчатого вала передается крыльчатке вентилятора.

При температуре охлаждающей жидкости ниже 86 «С шарик под действием возвратной пружины пере­крывает масляный канал и подача масла в гидромуфту прекращается; при этом находящееся в гидромуф­те масло через отверстие в кожухе 3 сливается в картер двигателя и вентилятор отключается.

— вентилятор отключен—рычаг установлен в положение О (см. рис. 5), масло в гидромуфту не подается, при этом крыльчатка может вращаться с небольшой частотой, увлекаясь трением в подшипниках и уплотнениях гидромуфты и набегающим на вентилятор потоком воздуха при движении автомобиля.

— вентилятор включен постоянно — рычаг установлен в положение II; при этом в гидромуфту постоянно подается масло независимо от температурного режима двигателя, вентилятор вращается постоянно с частотой, приблизительно равной частоте вращения коленчатого вала.

Рис. 5. Положения выключателя гидромуфты привода вентилятора:

I-подача масла из системы смазывания двигателя; II — в гидромуфту

Основной режим работы гидромуфты — авто­матический. При отказе включателя гидромуфты в автоматическом режиме (характеризуется перегревом двигателя) включите гидромуфту в постоянный ре­жим (установите рычаг включателя в положение II) и при первой возможности устраните неисправность.

Устройство системы охлаждения двигателя КАМАЗ-740

БИЛЕТ № 13

1. Устройство системы охлаждения двигателя КАМАЗ- Назначение приборов. Путь
охлаждающей жидкости.

Карданная передача автомобиля ЗИЛ-431410. Назначение, устройство.

Устройство стартера СТ-130.

Устройство системы охлаждения двигателя КАМАЗ-740

Система охлаждения двигателя КамАЗ жидкостная закрытого типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.

СОСТОИТ ИЗ:

4 гидромуфта привода вентилятора,

5 включатель гидромуфты,

6 расширительный бачок ,

7 перепускные трубы,

Принцип действия:

Во время работы двигателя циркуляция охлаждающей жидкости в системе создается центробежным насосом. Жидкость нагнетается в водяную полость левого ряда цилиндров, а через трубу — в водяную полость правого ряда цилиндров. Омывая наружные поверхности гильз цилиндров, охлаждающая жидкость через отверстия в верхних привалочных плоскостях блока цилиндров поступает в водяные полости головок цилиндров. Из головок цилиндров горячая жидкость по водяным трубам и поступает в коробку термостатов, из которой в зависимости от температуры направляется в радиатор или на вход водяного насоса.

Схема системы охлаждения

Температура охлаждающей жидкости в системе плюс 80. 98°С. Тепловой режим двигателя регулируется автоматически термостатами и включателем гидромуфты привода вентилятора, которые управляют направлением потока жидкости и работой вентилятора в зависимости от температуры охлаждающей жидкости в двигателе. Для ускорения прогрева двигателя, а также поддержания температурного режима двигателя в холодное время года перед радиатором установлены жалюзи.

Термостаты с твердым наполнителем и прямым ходом клапана, предназначенные для автоматического регулирования теплового режима двигателя, размещены в коробке, закрепленной на переднем торце правого ряда блока цилиндров.

На холодном двигателе вход жидкости в радиатор перекрыт клапаном , а вход в перепускную трубу к водяному насосу открыт клапаном . Охлаждающая жидкость циркулирует, минуя радиатор, что ускоряет прогрев двигателя.

Термостат: 1,5- клапаны; 2, 4 — пружины; 3, 6 -стойки; 7, 12 — гайки регулировочные; 8 — шток; 9 -баллон; 10 — масса активная (церезин); 11 — вставка резиновая с шайбой .

При достижении температуры охлаждающей жидкости 80 °С активная масса — церезин 10, заключенная в баллоне 9, плавится, увеличиваясь в объеме. При этом баллон 9 начинает перемещаться вправо, открывая клапан 5 и закрывая клапан 1. Охлаждающая жидкость начинает циркулировать через радиатор. При диапазоне температур 80. 93 °С охлаждающая жидкость продолжает поступать через перепускную трубу на вход насоса и через радиатор, клапаны 1 и 5 открыты частично.

При температуре 93°С происходит полное открытие клапана 5, при этом вся жидкость циркулирует через радиатор.

При снижении температуры охлаждающей жидкости до 80 °С и ниже объем церезина уменьшается, и клапаны под действием пружин 2 и 4 термостата занимают первоначальное положение.

Читать еще:  Реле стартера ваз 2106

Гидромуфта привода вентилятора передает крутящий момент от коленчатого вала к вентилятору. Передняя крышка блока и корпус подшипника соединены винтами и образуют полость, в которой установлена гидромуфта. Ведущий вал в сборе с кожухом , ведущее колесо , вал и шкив , соединенные болтами, составляют ведущую часть гидромуфты, которая вращается в шариковых подшипниках .

гидромуфта привода вентилятора:

1 — крышка передняя; 2 — корпус подшипника; 3 — кожух; 4, 8, 13, 19 -подшипники шариковые; 5 — трубка корпуса подшипника; 6 — вал ведущий; 7 — вал привода гидромуфты; 9 — колесо ведомое; 10 — колесо ведущее; 11 — шкив: 12 — вал шкива; 14 — втулка упорная; 15 — ступица вентилятора; 16 — вал ведомый; 17, 20 — манжета с пружинами; 18 — прокладка; 21 — маслоотражатель.

Ведущая часть гидромуфты приводится во вращение от коленчатого вала через шлицевой вал 7. Ведомое колесо 9 в сборе с валом 16, на котором закреплена ступица 15 вентилятора, составляет ведомую часть гидромуфты, вращающуюся в шарикоподшипниках 4, 13. Гидромуфта уплотнена резиновыми манжетами 17, 20.

На внутренних тороидальных поверхностях ведущего и ведомого колес отлиты радиальные лопатки. На ведущем колесе тридцать три лопатки, на ведомом — тридцать две. Межлопаточное пространство колес образует рабочую полость гидромуфты.

Передача крутящего момента с ведущего колеса 10 гидромуфты на ведомое колесо 9 происходит при заполнении рабочей полости маслом. Частота вращения ведомой части гидромуфты зависит от количества масла, поступающего в гидромуфту.

Масло поступает через включатель , который управляет работой гидромуфты привода венти -лятора. Он установлен в передней части двигателя на патрубке, подводящем охлаждающую жидкость к правому ряду цилиндров.

Включатель гидромуфты: 1 — рычаг пробки; 2 — крышка; 3, 8 -шарики; 4 — пробка; 5 — корпус включателя; 6 — клапан термосиловой (корпус); 7-датчик термосиловой; 9 — кольцо уплотнительное; 10 — пружина .

Включатель имеет три фиксированных положения w обеспечивает работу вентилятора в одном из режимов:

автоматический — рычаг установлен в положение А.

При повышении температуры охлаждающей жидкости, омывающей термосиловой датчик, активная масса, находящаяся в баллоне датчика, начинает плавиться и, увеличиваясь в объеме, перемещает шток датчика и шарик 8.

При температуре жидкости 86. 90°С шарик 8 открывает масляный канал. Масло из главной масляной магистрали двигателя по каналам в корпусе включателя, блоке и его передней крышке, трубке 5, каналам в ведущем валу поступает в рабочую полость гидромуфты; при этом крутящий момент от коленчатого вала передается крыльчатке вентилятора.

При температуре охлаждающей жидкости ниже 86 °С шарик под действием возвратной пружины перекрывает масляный канал и подача масла в гидромуфту прекращается; при этом находящееся в гидромуфте масло через отверстие в кожухе 3 сливается в картер двигателя и вентилятор отключается.

вентилятор отключен—рычаг установлен в положение О, масло в гидромуфту не подается, при этом крыльчатка может вращаться с небольшой частотой, увлекаясь трением в подшипниках и уплотнениях гидромуфты и набегающим на вентилятор потоком воздуха при движении автомобиля.

вентилятор включен постоянно — рычаг установлен в положение II; при этом в гидромуфту постоянно подается масло независимо от температурного режима двигателя, вентилятор вращается постоянно с частотой, приблизительно равной частоте вращения коленчатого вала.

Основной режим работы гидромуфты — автоматический. При отказе включателя гидромуфты в автоматическом режиме (характеризуется перегревом двигателя) включите гидромуфту в постоянный режим (установите рычаг включателя в положение II) и при первой возможности устраните неисправность.

Положения выключателя гидромуфты привода вентилятора: подача масла из системы смазывания двигателя; II — в гидромуфту. При форсировании глубоких бродов рычаг включателя гидромуфты установите в положение О.

Насос водяной центробежного типа, установлен на передней части блока цилиндров слева. На шкив насоса крутящий момент передается ремнями от шкива гидромуфты, который вращается с угловой скоростью, равной частоте вращения коленчатого вала. Валик вращается в подшипниках полускрытого типа. Смазывание подшипников в процессе эксплуатации проводится через пресс-масленку. Манжета предохраняет подшипники от попадания охлаждающей жидкости при нарушении герметичности уплотнения

Шкив дополнительно закреплен болтом.

Насос водяной: 1 — шкив; 2 — болт; 3,10- шайбы; 4. 6 — подшипники; 5 — пресс-масленка; 7 — манжета; 8 — кольцо уплотнительное с обоймой; 9 — валик; 11- гайка колпачковая; 12 — кольцо упорное; 13 — уплотнение (сальник); 14 — крыльчатка; 15 — кольцо стопорное; 16 -пылеотражатель жалюзи

Для контроля исправности уплотнения в корпусе насоса выполнено дренажное отверстие. Заметное подтекание охлаждающей жидкости через это отверстие является признаком неисправности уплотнения.

Радиатор водяной — трубчато-ленточный, трехрядный, с трубками овального сечения, расположен теред двигателем. Он состоит из верхнего и нижнего бачков, остова и каркаса. Верхний и нижний бачки припаяны к остову, состоящему из трубок, расположенных в три ряда.. Промежутки между трубками заполнены гофрированной медной лентой, изогнутой змейкой и припаянной к трубкам. К верхнему и нижнему бачкам припаяны две боковые стойки, представляющие собой стальные пластины. Вместе с нижней пластиной образуют они каркас радиатора.

В верхний бачок впаян подводящий патрубок, в нижний — отводящей патрубок. Радиатор крепят на автомобиле в трех точках на резиновых подушках, степень затяжки которых ограничивается распорными втулками.

Жалюзи — створчатые, управляются из кабины юдителя ручкой, расположенной под щитком приборов, справа от рулевой колонки. Чтобы закрыть жалюзи, надо потянуть ручку на себя. Закрывать

Жалюзи радиатора предназначены для регулирования потока воздуха, прокачиваемого через решетку радиатора. Они выполнены в виде набора горизонтальных пластин из оцинкованного железа, объединены общей рамкой и снабжены шарнирным устройством, обеспечивающим одновременный поворот их около осей. Жалюзи прикрепляют к каркасу радиатора перед охлаждающей решеткой.

Читать еще:  Новогодние скидки на автомобили 2020

Вентилятор — осевого типа, пятилопастный, установлен на ведомом валу гидромуфты. Вентилятор вращается в установленном на рамке радиатора диффузоре, который уменьшает подсос лопастями воздуха с боков и тем самым способствует увеличению потока воздуха, просасываемого вентилятором через радиатор.

Бачок расширительный установлен на двигателе с правой стороны по ходу автомобиля и соединен с коробкой термостатов, верхним бачком радиатора и компрессором. Расширительный бачок служит для компенсации изменения объема охлаждающей жидкости при ее расширении от нагревания, а также позволяет контролировать степень заполнения системы охлаждения и способствует удалению из нее воздуха и пара.

В горловине расширительного бачка установлена паровоздушная пробка 21 (см. рис. 56) с впускным (воздушным) и выпускным (паровым) клапанами. Выпускной клапан, нагруженный пружиной, поддерживает в системе охлаждения избыточное давление до 56,9. 78,5 кПа (0,58. 0,80 кгс/см2), впускной клапан, нагруженный более слабой пружиной, препятствует созданию в системе разрежения при остывании двигателя. Впускной клапан открывается и сообщает систему охлаждения с атмосферой при разрежении 0,98. 12,7 кПа (0,01. 0,13 кгс/см2).

Охлаждающая жидкость заливается в двигатель через горловину расширительного бачка. Проверка уровня жидкости производится визуально на холодном двигателе. Нормальный уровень должен находится между отметками «MIN» и «МАХ» на боковой поверхности бачка.

Контроль за температурой охлаждающей жидкости в системе осуществляется указателем на щитке приборов. При возрастании температуры в системе охлаждения до 98 °С в указателе загорается контрольная лампа аварийного перегрева охлаждающей жидкости.

2. Карданная передача автомобиля ЗИЛ-431410.

1-болт ;2-вилка-фланец ; 3-шайба пружинная ; 4-гайка ; 5-крестовина карданного вала ; 6- вилка карданного вала ; 7-вал карданный промежуточный ; 8- лицевая втулка вала ; 9-болт крепления кранштейна ; 10-шайба пружинная ; 11-подушка опоры промежуточного карданного вала ; 12-скоба ; 13-гайка ; 14-задний отражатель ; 15-разрезная шайба ; 16-уплотнение подшипника карданного вала ; 17-подшипник игольчатый ; 18-пластина ; 19-пластина-замок ; 20-болт ;21-передний отражатель ; 22-втулка распорная ; 23-кронштейн опоры промежуточного карданного вала ; 24-подшипник опоры карданного вала ; 25-масленка ; 26-опора промежуточная карданного вала ; 27-Манжеты скользящей вилки ; 28-шайба разрезная сальника шлицевой втулки ; 29-гайка ; 30-Кольцо сальника шлицевой втулки карданного вала ; 31-пластина ; 32-пластина-замок ; 33,34-болт ; 35-шайба пружинная ; 36-гайка ; 37-фланец-вилка карданного вала ; 38-вилка карданного вала ; 39-вал карданный заднего моста ; 40-вилка карданного вала ; 41- вилка скользящая кардана заднего моста.

Карданная передача предназначена для передачи крутящего момента между агрегатами.

Устройство системы охлаждения КАМАЗ 740

Система охлаждения КАМАЗ 740 является одной из важнейших частей транспортного средства. Она обеспечивает его нормальное функционирование в любых условиях. Наличие такой системы особенно важно, если учитывать, что во время работы температура двигателя может достигать значений 220°С.

Основные конструкционные детали

Система охлаждения КАМАЗ 740 работает надежно и отличается функциональностью. Она имеет классическую конструкцию. В случае ее выхода из строя транспортное средство не сможет нормально работать.

В состав стандартной системы охлаждения входят следующие элементы:

  • насос водяной;
  • радиатор;
  • термостаты;
  • вентилятор охлаждения;
  • патрубки.

В КАМАЗе она оснащена двумя термостатами (в легковых автомобилях — только один). Такая необходимость связана с особенностями строения двигателя. Он имеет две штуки головок блока цилиндров, которые расположены под прямым углом. Другой отличительной чертой двигателя называют присутствие на радиаторе охлаждения жалюзи. Данный элемент конструкции позволяет быстрее прогревать мотор при низкой температуре окружающей среды.

Работа системы охлаждения КАМАЗ 740

Системы охлаждения двигателя на КАМАЗе имеет довольно простую конструкцию, что и отображается на принципе ее работы. Она является замкнутой, циркуляция антифриза происходит принудительно. Скорость его перемещения задает водяной насос. Охлаждающая жидкость вначале попадает в левый ряд цилиндров, после чего через специальную трубку перетекает в правую сторону.

Когда антифриз проходит через все головки, он сильно нагревается. Поэтому на следующем этапе он попадает в термостат. В зависимости от температуры, охлаждающая жидкость направляется или обратно к насосу, или к радиатору охлаждения. Последний агрегат предназначен для ее охлаждения. Когда жидкость приобрела оптимальную температуру, она направляется к помпе.

В составе системы охлаждения присутствуют и другие элементы – расширительный бачок, кран. Вентилятор вместе с муфтой контролирует скорость и направление движения охлаждающей жидкости. Он включается, когда температура достигнет показателя 85°С. Чтобы улучшить направленность воздушного потока, на вентиляторе установлен диффузор. Если температура увеличится до 95°С, на щитке загорится специальный индикатор.

Слабые места

Каждая система охлаждения автомобиля имеет некоторые слабые места. К самым распространенным проблемам в КАМАЗе относят:

  • возникновение протечек;
  • повышение температуры антифриза до недопустимых показателей;
  • переохлаждение охлаждающей жидкости;
  • проникновение антифриза в масляную систему.

Течь антифриза в КАМАЗе чаще всего происходит в месте соединения патрубков. Иногда такая неприятность происходит из-за растрескивания резиновых шлангов. Перегрев системы происходит, когда уровень антифриза резко снижается. В таком случае он не способен обеспечить эффективную работу двигателя.

Перегрев или чрезмерное охлаждение жидкости может произойти при выходе из строя термостатов. Все зависит от положения клапана, который заклинивает, что становится причиной неполадок. Когда термостат открыт, антифриз постоянно циркулирует. Это не дает мотору нагреться и завестись (особенно чувствуется при открытых жалюзи). При закрытом термостате антифриз не поступает к радиатору, где он остывает. Поэтому охлаждающая жидкость в КАМАЗе быстро перегревается.

Другим слабым местом называют вентилятор вместе с муфтой. Если он работает недостаточно эффективно, двигатель не сможет охлаждаться в достаточном объеме. Поэтому для профилактики появления неполадок необходимо постоянно следить за состоянием КАМАЗа и оперативно устранять все проблемы.

Система охлаждения КамАЗ — 740

Система охлаждения дизеля КамАЗ-740 (рис.4.1) рассчитана на постоянное использование низкозамерзающих жидкостей (антифризов) ТОСОЛ-А40 или ТОСОЛ-А65. Применение воды в системе охлаждения допускается только в особых случаях и кратковременно. В систему охлаждения входят водяные рубашки блока и головок 26 цилиндров, водяной насос 27, радиатор 4, вентилятор 30 с гидромуфтой 5, жалюзи 3, два термостата 10, расширительный бачок 18, соединительные трубопроводы, шланги, клиноременная передача привода насоса, сливные краны или пробки, датчик температуры охлаждающей жидкости и другие детали.

Рисунок 4.1Система охлаждения двигателя автомобиля КамАЗ-4310: 1 — шкив коленчатого вала; 2 — нижний бачок; 3 — жалюзи; 4 — радиатор; 5 — гидромуфта привода вентилятора; 6 — перепускной патрубок; 7 — нагнетательный патрубок; 8 — верхний бачок; 9 — верхний патрубок; 10 — термостат; 11 — водораспределительная коробка; 12 — соединительная труба; 13 — подводящая трубка; 14 — правая водяная труба; 15 — отводящая трубка; 16 — впускной коллектор; 17 — датчик контрольной лампы перегрева жидкости; 18 — расширительный бачок; 19 — горловина с герметизирующей пробкой; 20 — пробка с клапанами; 21 — отводящая трубка от компрессора; 22 — отводящая трубка левой водяной трубы; 23 — компрессор; 24 — левая водяная труба; 25 — крышка головки; 26 — головка цилиндра; 27 — водяной насос; 28 — сливной кран (пробка); 29 — шкив водяного насоса; 30 — вентилятор; 31 — нижний патрубок.

Во время работы мотора циркуляция охлаждающей жидкости в системе формируется центробежным насосом. Жидкость нагнетается в водяную углубление левого ряда цилиндров, а через трубу7 — в водяную углубление правого ряда цилиндров. Омывая внешние плоскости гильз цилиндров, охлаждающая жидкость через отверстия в верхних привалочных плоскостях блока цилиндров подается в водяные полости головок цилиндров. Из головок цилиндров горячая жидкость по водяным трубам 14 и 24 подается в коробку 11 термостатов, из которой в зависимости от температуры направляется в радиатор или на вход водяного насоса.
Температура охлаждающей жидкости в системе плюс 80. 98°с. Тепловой порядок мотора регулируется автоматически термостатами и включателем гидромуфты привода вентилятора, которые управляют направлением потока жидкости и работой вентилятора в зависимости от температуры охлаждающей жидкости в двигателе.

Для ускорения прогрева двигателя автомобиля Камаз, а также поддержания температурного порядка мотора в холодное время года перед радиатором размещены жалюзи 3.

Термостат

Термостаты (рис. 4.2) с жестким наполнителем и прямым ходом клапана, предопределенные для автоматического регулирования теплового порядка двигателя, размещены в коробке 11 (рис. 4.1) закрепленной на переднем торце правого ряда блока цилиндров.

На холодном двигателе вход жидкости в радиатор перекрыт клапаном 5 (см. рис. 4.2), а вход в перепускную трубу к водяному насосу открыт клапаном 1. Охлаждающая жидкость циркулирует, минуя радиатор, что ускоряет прогрев мотора.

Рисунок 4.2 Термостат автомобиля Камаз: 1, 5 — клапаны; 2, 4 — пружины; 3, 6 — стойки; 7, 12 — гайки регулировочные; 8 — шток; 9 — баллон; 10 — масса активная (церезин); 11 — вставка резиновая с шайбой

При достижении температуры охлаждающей жидкости 80 °с активная масса — церезин 10, заключенная в баллоне 9, плавится, увеличиваясь в объеме. При этом баллон 9 начинает передвигаться вправо, открывая клапан 5 и закрывая клапан 1. Охлаждающая жидкость начинает циркулировать через радиатор. При диапазоне температур 80. 93 °с охлаждающая жидкость продолжает делать через перепускную трубу на вход насоса и через радиатор, клапаны 1 и 5 открыты отчасти. При температуре 93°с проистекает полное открытие клапана 5, при этом вся жидкость проходит через радиатор.

При снижении температуры охлаждающей жидкости до 80 °С и ниже размер церезина уменьшается, и клапаны под влиянием пружин 2 и 4 термостата занимают первоначальное расположение.

Гидромуфта

Гидромуфта привода вентилятора автомобиля Камаз (рис. 58) перенаправляет крутящий момент от коленчатого вала к вентилятору.

Рисунок 4.3 Гидромуфта привода вентилятора автомобиля КамАЗ: 1 — крышка передняя; 2 — основание подшипника; 3 — кожух; 4, 8, 13, 19 — подшипники шариковые; 5 — трубка основания подшипника; 6 — вал ведущий; 7 — вал привода гидромуфты; 9 — колесо ведомое; 10 — колесо ведущее; 11 — шкив: 12 — вал шкива; 14 — втулка упорная; 15 — ступица вентилятора; 16 — вал ведомый; 17, 20 — манжета с пружинами; 18 — прокладка; 21 – маслоотделитель.

Передняя крышка 1 блока и основание 2 подшипника скреплены винтами и представляют полость, в которой расположена гидромуфта. Ведущий вал 6 в сборе с кожухом 3, ведущее колесо 10, вал 12 и шкив 11, соединенные болтами, составляют ведущую часть гидромуфты, которая прокручивается в шариковых подшипниках 8, 19. Ведущая часть гидромуфты приводится во проворачивание от коленчатого вала через шлице- вой вал 7. Ведомое колесо 9 в сборе с валом 16, на котором зафиксирована ступица 15 вентилятора, составляет ведомую часть гидромуфты, вращающуюся в шарикоподшипниках 4, 13. Гидромуфта уплотнена резиновыми манжетами 17, 20. На внутренних тороидальных поверхностях основного и ведомого колес отлиты радиальные лопатки. На ведущем колесе тридцать три лопатки, на ведомом — тридцать две. Межлопаточное место колес образует рабочую углубление гидромуфты. Передача крутящего момента с основного колеса 10 гидромуфты на ведомое колесо 9 проистекает при заполнении рабочей полости маслом. Частота вращения ведомой секции гидромуфты зависит от количества масла, поступающего в гидромуфту.

Масло подается через включатель, который руководит работой гидромуфты привода вентилятора. Он размещен в передней секции мотора на патрубке, подводящем охлаждающую жидкость к правому ряду цилиндров.

Включатель содержит три фиксированных положения и гарантирует работу вентилятора в одном из режимов:

· автоматический — рычаг размещен в расположение А (рис. 60).
При повышении температуры охлаждающей жидкости, масло из главной масляной магистрали мотора подается в рабочую углубление гидромуфты; при этом крутящий момент от коленчатого вала передается крыльчатке вентилятора. При температуре охлаждающей жидкости ниже 86°С подача масла в гидромуфту прекращается; при этом находящееся в гидромуфте масло через отверстие в кожухе 3 стекает в картер мотора и вентилятор отключается.

· вентилятор отключен—рычаг размещен в расположение О (см. рисунок. 60), масло в гидромуфту не подается, при этом крыльчатка может крутиться с маленький частотой, увлекаясь трением в подшипниках и уплотнениях гидромуфты и набегающим на вентилятор потоком воздуха при движении автомобиля.

· вентилятор включен всегда — рычаг размещен в расположение Ii; при этом в гидромуфту всегда поступает масло независимо от температурного порядка двигателя, вентилятор прокручивается всегда с частотой, ориентировочно равной частоте вращения коленчатого вала.

Рисунок 4.4 Положения тумблера гпдромуфты привода вентилятора автомобиля КамАЗ: А – автоматическая подача масла из системы смазывания мотора; П – принудительная подача масла в гидромуфту; О – отключена подача масла в гидромуфту.

Главный порядок работы гидромуфты — автоматический. При отказе включателя гидромуфты в автоматическом режиме (характеризуется перегревом двигателя) включите гидромуфту в непрерывный порядок (установите рычаг включателя в расположение Ii) и при первой реальности исправьте неисправность. При форсировании глубоких бродов рычаг включателя гидромуфты поставьте в расположение О.

Помпа

Насос водяной (рис.4.5) центробежного типа, размещен на передней секции блока цилиндров с левой стороны. На шкив 1 насоса крутящий момент передается ремнями от шкива гидромуфты, который прокручивается с угловой скоростью, равной частоте вращения коленчатого вала.
Валик 9 прокручивается в подшипниках 4 и 6 полузакрытого типа.

Рисунок 4.5 Насос водяной автомобиля КамАЗ: 1 — шкив; 2 — болт; 3, 10 — шайбы; 4, 6 — подшипники; 5 — пресс-масленка; 7 — манжета; 8 — кольцо уплотнительное с обоймой; 9 — валик; 11- гайка колпачковая; 12 — кольцо упорное; 13 — уплотнение (сальник); 14 — крыльчатка; 15 — кольцо упорное; 16 – пылеотражатель.

Смазывание подшипников в процессе использовании проводится через пресс-масленку 5. Манжета 7 предохраняет подшипники от проникновения охлаждающей жидкости при нарушении непроницаемости уплотнения 13. Шкив 1 добавочно зафиксирован болтом 2. Для наблюдения годности уплотнения в корпусе насоса сделано дренажное отверстие. Заметное подтекание охлаждающей жидкости через это отверстие является признаком дефекты уплотнения.

Радиатор

Радиатор водяной — трубчато-ленточный, трехрядный, с трубками овального сечения, размещен перед двигателем. Он состоит из наружнего и нижнего бачков, остова и скелета.

Верхний и нижний бачки припаяны к остову, состоящему из трубок, размещенных в три ряда. Промежутки меж трубками заполнены гофрированной медной лентой, изогнутой змейкой и припаянной к трубкам. К верхнему и нижнему бачкам припаяны две боковые стойки, представляющие собой стальные планки. Одновременно с нижней пластиной представляют они каркас радиатора. В верхний сосуд впаян подводящий патрубок, в нижний — отводящей патрубок.

Радиатор фиксируют на автомобиле в трех точках на резиновых подушках, величину затяжки которых ограничивается распорными втулками.

Жалюзи

Жалюзи — створчатые, управляются из кабины водителя ручкой, расположенной под щитком приборов, справой стороны от рулевой колонки. Чтобы закрыть жалюзи, надо потянуть ручку на себя.

Закрывать жалюзи надлежит при прогревании двигателя, а также при движении в случае понижения температуры охлаждающей жидкости.
Жалюзи радиатора предопределены для регулирования потока воздуха, прокачиваемого через решетку радиатора. Они сделаны в виде подборки горизонтальных пластин из оцинкованного железа, объединены общей рамкой и оборудованы шарнирным устройством, гарантирующим одновременный поворот их около осей. Жалюзи прикрепляют к каркасу радиатора перед охлаждающей решеткой.

Вентилятор — осевого типа, пятилопастный, размещен на ведомом валу гидромуфты. Вентилятор прокручивается в установленном на рамке радиатора диффузоре, который уменьшает подсос лопастями воздуха с боков и тем самым способствует увеличению потока воздуха, просасываемого вентилятором через радиатор.

Расширительный бачек

Сосуд расширительный размещен на двигателе автомобиля КамАЗ с правой стороны по ходу автомобиля и скреплен с коробкой термостатов, верхним бачком радиатора и компрессором. Расширительный сосуд служит для компенсации изменения объема охлаждающей жидкости при ее расширении от нагревания, а также допускает проверять величину заполнения системы охлаждения и способствует удалению из нее воздуха и пара.

В горловине расширительного бака расположена паровоздушная пробка 20 (см. рисунок 4.1) с впускным (воздушным) и выпускным (паровым) клапанами. Выпускной клапан, нагруженный пружиной, поддерживает в системе охлаждения избыточное давление до 56,9. 78,5 кПа (0,58. 0,80 кгс/см 2 ), подающий клапан, нагруженный больше слабой пружиной, препятствует созданию в системе разрежения при остывании мотора. Подающий клапан отпирается и информирует систему охлаждения с атмосферой при разрежении 0,98. 12,7 кПа (0,01. 0,13 кгс/см 2 ).
Охлаждающая жидкость закачивается в силовой агрегат через горловину расширительного бака. Уровень жидкости в расширительном бачке контролируется краником 19 наблюдения уровня, который обязан находиться выше крана контрольного уровня, при этом верхний уровень жидкости в бачке обязан быть 1/2. 2/. высоты бака.

Контроль за температурой охлаждающей жидкости в системе применяется указателем на щитке приборов. При возрастании температуры в системе охлаждения до 98°С в указателе загорается контрольная лампа аварийного перегрева охлаждающей жидкости.

Дата добавления: 2016-11-12 ; просмотров: 1931 | Нарушение авторских прав

ТО и ремонт системы охлаждения двигателя КамАЗ 740

В ежедневное обслуживание входит осмотр герметичности системы и долив охлаждающей жидкости. Если система охлаждения заполнена водой, то в зимнее время при безгаражном хранении автомобиля воду из системы охлаждения, пускового подогревателя, а также из бачка для обмыва ветрового стекла сливают. Перед пуском двигателя систему заполняют горя­чей водой или подключают двигатель к системе подогрева.

При проведении ТО-l проверяют и при необходимости регулиру­ют натяжение приводных ремней. При ТО-2 проверяют и, если надо, закрепляют вентилятор, радиатор и жалюзи, регулируют натяжение приводных ремней, смазывают подшипники водяного насоса и натяжного устройства ремня вентилятора.

Во время сезонного обслуживания проверяют герметичность системы охлаждения и отопления, а также пускового подогревате­ля; промывают систему охлаждения; при подготовке к зиме прове­ряют работу пускового подогревателя.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
ПЭР 190631.04.000. ПЗ

Ремонт водяного насоса.

Для снятия и разборки водяногонасоса:

1.слейте охлаждающую жидкость из двигателя;

2.снимите ремни привода водяного насоса;

3.выверните три болта крепления водяного насоса;

4.снимите водяной насос с водяных труб.

Разберитенасос в следующем порядке:

1.отогните стопорную шайбу 10 и, удерживая валик от проворачивания за — шкив, отверните колпачковую гайку 11;

2.снимите крыльчатку 14 съемником;

3.снимите уплотнительное резиновое кольцо 8 с обоймой и упорное кольцо 12;

4.снимите сальник 13;

5.выверните болт 2, снимите шайбу 3;

6.снимите шкив 1 съемником;

7.снимите шпонку и пылеотражатель 16;

8.снимите стопорное кольцо 15;

9.снимите валик 9 в сборе с подшипниками 4, 6;

10.снимите манжету 7.

Насос водяной:1 — шкив; 2 — болт; 3, 10 — шайбы; 4, 6 — подшипники; 5 — пресс-масленка; 7 — манжета; 8 — кольцо уплотнительное с обоймой; 9 — валик; 11- гайка колпачковая; 12 — кольцо упорное; 13 — уплотнение (сальник); 14 — крыльчатка; 15 — кольцо стопорное; 16 — пылеотражатель

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
ПЭР 190631.04.000. ПЗ

Инструмент:

4.Рожковый или накидной ключ

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
ПЭР 190631.04.000. ПЗ

При сборке не допускайте попадания посторонних частиц между поверхностями трущейся пары торцового уплотнения.

После сборки проверьте легкость вращения валика насоса (заедание не допускается).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9459 — | 7327 — или читать все.

188.64.169.166 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector