0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сносят гаражи что делать

Гараж попал под снос? Мы узнали, что делать и как избежать проблем

Борис Ломакин, Ольга Нижельская

Власти решили упростить порядок регистрации прав граждан на гаражи и землю, на которых они располагаются. Закон внесли на рассмотрение правительства. Над документом работали Минэкономразвития и Росреестр в течение двух лет. Он предусматривает особый механизм оформления прав граждан на земли, где располагаются гаражи, а также на машино-места, расположенные в кооперативах.

Согласно законопроекту, упрощенный порядок регистрации прав предложат только владельцам гаражей, построенных до 30 декабря 2004 года — то есть до появления Градостроительного кодекса.

Новые правила, считает Росреестр, упростят жизнь 4,5 млн автовладельцев, чьи гаражи не зарегистрированы. Общее число таких объектов — 3,5 миллиона единиц, согласно официальным данным.

Граждане смогут оформить права на гаражи и землю по документам, подтверждающим длительное добросовестное использование объекта, доказывающим, что владелец исправно платил кооперативу и государству.

«Гаражная амнистия» начнется в 2021 году. Ее сравнивают с дачной, которую начали реализовать еще в 2006 году и планировали завершить в 2015-м, но сроки перенесли до 2018, а потом до 2020 года.

В России большое число гаражей находится вне правового поля. В законодательстве страны нет отдельного нормативного правового акта, который регламентировал бы деятельность гаражно-строительных кооперативов. Не существует юридического понятия «гараж», «гаражный кооператив» и так далее. Сейчас в России зарегистрировано 36,9 тысячи кооперативов, а на кадастровый учет поставлено более 5,6 миллиона гаражей. Однако Росреестр нашел как минимум два миллиона гаражей, которые находятся вне правового поля.

Большинство из них возвели еще в СССР, поэтому их правовой статус отсутствует в законодательстве. При этом такие объекты нельзя назвать самовольными постройками, но часто у них нет документов, поэтому граждане не могут противостоять их сносу.

Но что делать, если все официально оформлено, но гараж все равно грозятся снести?

Разобраться в вопросе

Адвокат, член Ассоциация юристов России Всеволод Мелехин в беседе с «360» отметил, что просто так в России гаражи никогда не сносили. Но иногда планы развития городских территорий подразумевают «очистку» той или иной земли от того, что мешает. Такое часто бывает при строительстве домов. Что делать, если владельцу гаража пришло уведомление о сносе?

Надо понять, есть ли здесь основания для сноса. Если это правильно оформленная частная собственность, то, конечно, просто так ее сносить не могут. Если ошибка произошла, то [владельцу нужно] либо представить документы городским властям, которые занимаются сносом, либо жаловаться в прокуратуру. В крайней ситуации — обращаться в суд, если будет не поздно

Что касается гаражей, которые были оформлены на «птичьих правах», их, скорее всего, снесут. Жаловаться куда-то бессмысленно, считает Мелехин.

Для зарегистрированных объектов, которые хотят снести, предусмотрена компенсация. Сумма выплаты зависит от региона, где располагается гараж, и от материала, из которого он построен. Кирпичные дороже.

Никакой пассивной позиции

С адвокатом Константином Евтеевым «360» разобрал практическую ситуацию, когда у человека есть официально оформленный гараж, но вдруг приходит уведомление, что постройку сносят. Что делать?

Для защиты своего имущества нужно проанализировать требования, которые выставлены, и сопоставить их с нормами закона. Если они формальные, без законодательного подкрепления, то можно решить этот вопрос в досудебном порядке. Евтеев отметил, что спорить с органами государственной власти сложно, но попробовать можно. Например, нет смысла бодаться с властями, если гараж одного человека стоит возле МФЦ. Однако если там несколько гаражей, то здесь больше шансов на успех.

В этом вопросе, по словам Евтеева, «никакой пассивной позиции быть не может», и нужно отстаивать свои права. Тем более, если все документы есть, объект находится в хорошем состоянии.

Но стоит помнить, что некоторые гаражи хотят сносить небезосновательно. Ряд объектов находится в таком запущенном состоянии, что даже сносить их страшно — внутри могут быть древние газовые баллоны, самодельные «ямы» (куда залезает человек, чтобы посмотреть подвеску автомобиля), переломанные стены и так далее.

Евтеев напомнил, что на днях увеличили компенсации за гаражи, которые подлежат сносу. За кирпичный гараж дадут до 350 тысяч рублей, а за металлический — до 175 тысяч. Адвокат подчеркнул, что следует обратить внимание на то, что если говорится до 350 тысячи рублей, это не значит, что владельцу дадут ровно такую сумму.

[Суммы компенсацией] зависят от того, где расположен — если в центре, допустим, там будет одна сумма, если на окраине, в таком случае будет совсем другая. Будет зависеть от состояния гаража. Я не встречал таких случаев, чтобы 175 тысяч рублей получил человек. Это исключение из правил, нежели правило

Тем, у кого неофициально оформлен гараж, Евтеев посоветовал быстрее его зарегистрировать официально. Это избавит человека от лишней бюрократии и непонятных моментов. Например, одна из проблем — сумма компенсации. Если гараж оформлен неофициально, то никто не знает, сколько он стоит и какая положена компенсация.

Снос гаражей в Москве — компенсации и реальность

В Москве уже несколько лет активно действует программа сноса гаражей. В зоне риска как небольшие «ракушки», так и капитальные гаражные постройки, которые горожане использовали для своих нужд. Правительством города разработана специальная схема борьбы законной и незаконной застройкой дворов: в идеале все гаражи должны исчезнуть из столицы. Их место со временем займут выделенные стоянки и закрытые паркинги. Проекты закрытых многоуровневых стоянок как альтернативы гаражным кооперативам начали появляться ещё 5 лет назад, но особенной популярности не получили: слишком дорого. Поэтому пока город и горожане переживают переходный период: снос уже идёт полным ходом, а альтернативные решения ещё не работают.

В Москве уже несколько лет активно действует программа сноса гаражей. В зоне риска как небольшие «ракушки», так и капитальные гаражные постройки, которые горожане использовали для своих нужд. Правительством города разработана специальная схема борьбы законной и незаконной застройкой дворов: в идеале все гаражи должны исчезнуть из столицы. Их место со временем займут выделенные стоянки и закрытые паркинги. Проекты закрытых многоуровневых стоянок как альтернативы гаражным кооперативам начали появляться ещё 5 лет назад, но особенной популярности не получили: слишком дорого. Поэтому пока город и горожане переживают переходный период: снос уже идёт полным ходом, а альтернативные решения ещё не работают.

Читать еще:  Как определить раннее или позднее зажигание

Зона риска: подлежащие сносу гаражи

  • Постройки, которые стоят на пути новых городских магистралей

Их владельцы первыми приняли на себя удар и акцентировали проблему. В теории городские власти стараются договариваться «полюбовно»: предоставлять автолюбителям компенсации или новые места для парковки. На практике получается не всегда.

Владельцам таких построек не стоит рассчитывать на лояльность чиновников. Более того, местные управы ещё могут выставить гражданам счёт за работу строителей и бульдозера. К нелегальным гаражам относятся все временные постройки — «ракушки» и «пеналы», которыми люди пользовались с незапамятных времен. Как правило, автолюбители получали землю по краткосрочным договорам аренды и не имеют на руках зарегистрированного права собственности.

Препятствовать сносу «неорганизованного» гаража на деле практически невозможно: в лучшем случае муниципальные власти дадут владельцам вывезти личное имущество (шины, инструменты и проч.). А московские суды исходят из того, что гараж — это самовольная постройка.

  • Гаражи, у владельцев которых заканчивается срок аренды на землю

Большинство гаражей и парковочных мест принадлежат гражданам на правах аренды. Как правило, такие договоры заключаются сроком на несколько лет. Пока действие соглашения не прекратится, гараж трогать не будут, а затем просто не продлят аренду.

  • Полностью «легальные» гаражи

Даже наличие всех правоустанавливающих документов на землю и строение рано или поздно не спасёт гараж от сноса. Право собственности позволит владельцу выиграть время и не допустить «стихийного» уничтожения имущества. Кроме того, он будет вправе требовать компенсацию рыночной стоимости объекта.

Компенсация за снос гаража

За уничтожение легальных гаражных построек московские власти пообещали вернуть людям деньги. 9 марта 2011 г Правительство города выпустило постановление N 63-ПП, которым утвердило Положение о порядке осуществления денежной компенсации владельцам сносимых индивидуальных гаражей при освобождении территорий города Москвы. Согласно этому документу, владельцам гаражей, которые идут под снос, должны выдавать денежные компенсации. Но речь идёт лишь о тех постройках, на которые есть все необходимые документы о праве собственности.

По заверениям чиновников, сумма компенсации должна быть рыночной: речь идёт о сотнях тысяч рублей. Разброс цен может быть от 100 тысяч до 1 млн рублей, всё зависит от расположения, инженерных коммуникаций, технического состояния гаража и материала, из которого он сделан. В теории за эти деньги москвичи могли бы выкупить машино-места в одной из многоярусных автостоянок проекта «Народный гараж», где цены начинаются от 350 тыс. рублей.

Несколько лет назад городские власти предлагали автолюбителям бартер: место за место. За снос гаража выделяли участок в паркинге. Но теперь от этой схемы решено полностью отказаться: строить и передавать новые гаражи слишком дорого. Поэтому город просто будет выдавать автолюбителям деньги, а проблему парковки им придётся решать самим.

Чем недовольны москвичи

  • В реальности компенсации, которые предлагают власти, далеко не рыночные

Оценка городских властей и независимых экспертов может различаться вдвое, не в пользу граждан, естественно.

  • Снос гаражей пока никак не решил проблему парковок

Напротив, часто у автолюбителей отнимают привычное место стоянки, но не предлагают ничего взамен. «Народные гаражи» — многоярусные крытые паркинги, которые начали строить на месте обычных стоянок, слишком дороги для большинства горожан. А адекватного числа доступных стоянок пока нет на карте Москвы.

  • Стихийное уничтожение частной собственности

В идеале префектуры должны составить списки владельцев гаражей на основе правоустанавливающих документов. Эти бумаги направляются государственному заказчику (органу исполнительной власти). Далее проводится независимая оценка стоимости сносимых объектов. Компенсация перечисляется на счет владельца гаража после подписания сторонами акта об освобождении гаража под снос.

На практике москвичи не устают жаловаться в интернете, писать городским властям и выходить на митинги. По многочисленным свидетельствам автолюбителей, сносы гаражей происходят по схеме разграбления: их уничтожают по ночам или в выходные, когда людей нет в городе. При этом владельцам не предоставляют никаких законных обоснований сноса и прозрачных возможностей получить компенсацию.

Свежий пример: ситуация с уничтожением гаражных кооперативов в районе строительства Северо-Восточной хорды на севере Москвы. На пересечении улиц Зеленоградская и Фестивальная должны снести два участка на 1000 и 750 машиномест. По утверждениям местных жителей, фактически гаражи находятся рядом со стройкой и не мешают ей. На этой территории вместо гаражного кооператива чиновники хотят сделать открытую стоянку. Люди организовали инициативную группу во главе с председателями нескольких гаражных кооперативов района, ходили на митинги, общались с представителями местной администрации и управы, но отстоять гаражи не смогли. При этом автовладельцам не предложили нового парковочного место взамен старого гаража, а выплату хотят занизить в полтора раза: «минимальная стоимость гаража — 260 тысяч рублей, нам предлагают 180». Тем же, кто всё-таки написал заявление на компенсацию, теперь заявляют, что «на всех денег может не хватить». Схожая ситуация в соседнем районе Западное Дегунино, с которым Фестивальную улицу соединит новая эстакада.

Дарья Сергеева, корреспондент ГдеЭтотДом.РУ

Беспредел чиновников: в Москве без предупреждения сносят частные гаражи

Независимые эксперты заявляют о грубом нарушении прав автовладельцев

17.03.2016 в 17:44, просмотров: 35274

В Москве массово сносят гаражи, построенные еще во времена СССР. Безусловно, польза от этого начинания есть: с лица столицы исчезли разнокалиберные, иногда слепленные из подручных материалов и стоящие в самых неожиданных местах старые боксы. Но методы сноса зачастую трудно назвать иначе, чем беспределом.

В «МК» идет поток обращений из разных районов от возмущенных и доведенных до отчаяния людей, чье имущество без предупреждений превратили в хлам.

Гаражно-сервисное хозяйство с тысячами боксов всех мастей между тремя проспектами — Мичуринским, Ломоносовским и Вернадского — в народе прозвали «московским Шанхаем». Положа руку на сердце, в последние годы комплекс напоминал по атмосфере Черкизон. Хотя сотрудники нашей редакции тоже, бывало, бюджетно ремонтировали свои авто в местных мастерских.

Читать еще:  Сроки замены резины на зимнюю по закону

— Летом 2015 года прошли публичные слушания, согласно которым на этой земле решили построить огромный научный кластер МГУ и жилые дома, — рассказывает «МК» представитель инициативной группы гаражников Вадим Коровин. — Гаражный комплекс подлежал сносу, но представители застройщика пообещали владельцам компенсации: за некапитальные гаражи — 100 тысяч рублей, а за капитальные предусматривалось предоставление или продажа альтернативного машино-места в будущих новых паркингах, или же компенсация 200 тысяч рублей. В свою очередь, хозяева должны были предоставить документы, подтверждающие их права на гаражные объекты: акты властей о предоставлении участка под строительство, справки о членстве в гаражно-строительном кооперативе, судебные решения о признании прав на гараж и т.д. Людям раздавали информационные брошюры. Кроме того, условия выплаты компенсаций были вывешены на сайте управы района Раменки и напечатаны в официальной газете префектуры Западного административного округа.

Часть владельцев на самом деле успела получить компенсации от фирмы-подрядчика. Но до всех деньги не дошли, зато имущества эти люди лишались варварским образом. «Уже около 50 человек подали заявления в полицию, готовятся гражданские иски: у одних гаражи разрушили вместе с находящимся внутри автомобилем, у других нанятые гастарбайтеры выламывали гаражные двери и свозили машины на площадку, где их разграбили мародеры, у третьих имущество сгорело», — рассказывают автовладельцы.

— Сначала владельцы не протестовали против ликвидации, — говорит Коровин. — Но вместо заявленного цивилизованного сноса столкнулись с произволом, который исполнители чуть что оправдывали самостроем. Конечно, раз у нас в стране пришлось вводить даже дачную амнистию, нетрудно представить, какой хаос царил в оформлении документов на гаражи. Но вы верите, что шесть с половиной тысяч боксов появились и стояли десятки лет при яростном сопротивлении властей?!

В подтверждение Коровин демонстрирует решение Исполкома совета народных депутатов Гагаринского района Москвы от 20 марта 1991 года, которое легализует закрепление земельного участка во временное пользование с самовольно возведенными металлическими гаражами. Как говорится в документе, решение принято в ответ на просьбу организаций, которые строили гаражи: КГБ, МИД, Главкосмос СССР, ЦНИИ по градостроительству при Госстрое СССР и т.д., и т.п., включая жителей близлежащих районов.

К проблеме гаражников уже согласились подключиться депутаты Госдумы. Тем временем местные власти, по словам Коровина, отсылают недовольных к застройщику, а застройщик на запросы не отвечает.

«Давай, давай. Сноси. Мне за это премию дадут. 8000 за каждый», — именно такими словами, по уверению свидетелей, сопровождал снос гаража московского пенсионера заместитель отдела ЖКХ управы района Вешняки Александр Катаев. Было это по адресу: Реутовская ул., стр. 2.

— Нам просто позвонил сосед по гаражу и сказал: «Ваша машина на улице, и ее грабят», — рассказывает 77-летний инвалид, полковник МВД в отставке, прослуживший в органах правопорядка более 40 лет, начинавший свою службу еще с борьбы с китайскими контрабандистами на границе Амурской области Роман Ануфриевич Воробьев. Когда владелец гаража появился на месте преступления, то обнаружил, что от его гаража осталась только куча мусора. Исчезли новенькие электроинструменты — дрель, шуруповерт, электропила, комплект раритетных деталей от «ГАЗ-69», подготовленные для продажи коллекционерам. Сам же «Москвич», верный «железный конь», заработанный ветераном за 10 лет работы в тяжелейших условиях на строительстве БАМа, с вырванной панелью управления, разбитым лобовым стеклом и измятым капотом стоял на руинах гаража.

— Никакого предупреждения не было. Очевидцы рассказывают, что говорили Катаеву: «Подождите, у нас есть телефон владельца, он сейчас выведет машину, все уберет», — вспоминает Роман Ануфриевич. — Но нет. Господин Катаев очень торопился в отпуск. А ведь я ходил когда-то к нему, спрашивал, какие документы нужно оформить на гараж. Тогда он ответил, что все в порядке, ничего сносить не будут. И вот в апреле 2015-го все и случилось. Ну если ты власть и работаешь для народа, ты пригласи, скажи, что нужно оформить, как это сделать. Мы что, отказались бы?

Документы на гараж у Романа Ануфриевича были. Но старые, советские. В 1983 году по ходатайству академии МВД, где преподавал владелец гаража, и по распоряжению начальника УВД тогда еще района Перово ему выделили место на бывшей помойке. Здесь Роман Ануфриевич вместе со своими друзьями, еще тремя полковникам МВД, такими же преподавателями академии, несколько дней выгребали из траншей застоявшиеся фекалии и собственноручно ставили гараж для новенького москвичонка.

Владелец гаража вызвал полицию. Дело завели, но как только всплыли истинные виновники происшествия, следствие встало. Долго рассказывать, как и под какими предлогами разные представители власти отказывались помочь ветерану и пенсионеру, как затягивали разбирательство. В конце концов управа предоставила Роману Ануфриевичу акт об утилизации его добра и на том сочла инцидент исчерпанным. А между тем ущерб, даже не считая поврежденной машины, восстановить которую пенсионеру не под силу, нанесен в размере более 700 тыс. рублей. И возмещать его никто не намерен.

Другой пенсионер и ветеран — Владимир Львович Авруцкий — тоже не раз ходил в управу своего Хорошевского района с вопросом «как оформить гараж?», приобретенный им в 1993 году, а построенный еще раньше. Его в управе тоже сначала успокоили, заявив, что и так все в порядке. Но однажды, придя навестить свою собственность по адресу: ул. Острякова, д. 6/8, на месте гаража обнаружил заутюженную бульдозером землю.

— Нет. Вещи-то мне выдали обратно. Только как-то избирательно. Всякий хлам отдали, а все ценное пропало.

И снова та же история. Никаких предупреждений. Страшно занятые власти отмахивались от пенсионера, а когда он подал в суд, сотрудники управы сначала требовали забрать заявление, а потом нашли способ так договориться с судьей, что тот просто закрыл дело.

Читать еще:  Ошибка низкое напряжение бортовой сети ваз 2114

— Почему так с нами поступают. — спрашивает Владимир Львович. — Ведь если нужно привести в порядок город, можно все сделать по-человечески. Собрать людей, все объяснить, дать возможность забрать вещи. Бог бы с ним, с гаражом.

Еще один пострадавший, Алексей Васильевич Рязанов, лишился своего имущества в 2013 году. Гараж без предупреждения снесли, вещи забрали, а машину инвалида-опорника, «Запорожец» с ручным управлением, выкинули на газон, откуда ее и угнали. Нашли через сутки с проколотыми шинами, выдранным замком зажигания и разбитыми стеклами. 76-летний изобретатель, специалист по подготовке космонавтов и преподаватель военной академии остался без транспорта. Инициатор зачистки — управа района Тропарево-Никулино. Находился так мешавший властям гараж с единственным средством передвижения инвалида по адресу: ул. 26 Бакинских Комиссаров, д. 3, корп. 3, и стоял там с 1982 года в соответствии с решением прежних властей города.

Лес рубят, щепки летят? Похоже, наши герои-пенсионеры попали под безжалостные колеса благих намерений. Хотя следует заметить, что ни в одном из трех случаев на месте снесенных гаражей ничего полезного для города построено не было, даже плоскостных парковок.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА:

— Незаконно возведенным гаражом можно признать бокс, построенный без соответствующих разрешений с нарушением градостроительного законодательства и на не предназначенном для таких целей участке, — рассказал «МК» юрист Евгений Антонов. — Для демонтажа и перемещения незаконно размещенных гаражей в специально отведенные места требуется решение Окружной комиссии по выявлению и перемещению таких объектов на основании актов обследования территорий.

О предстоящем демонтаже объектов управы и префектуры обязаны информировать заинтересованных лиц в сети Интернет, на информационных досках и непосредственно на самих объектах, указывая место и срок хранения перемещенных вещей.

Часто снос законно построенных гаражей связан с истечением срока действия договора аренды земельного участка, на котором они расположены, и нежеланием города сдавать его в аренду кооперативу на новый срок либо в связи с расторжением договора аренды.

Что касается гаражей, возведенных до 1 января 1995 года, то к ним не может быть применено понятие «самовольная постройка», так как соответствующая статья 222 Гражданского кодекса России распространяет свое действие только на объекты, возводимые после указанной даты.

Так, если гаражи возведены и начали эксплуатироваться в советский период на основании надлежащих решений исполкомов либо администраций учреждений для своих работников на земельных участках, переданных в пользование таким гражданам, их гаражным или потребительским кооперативам, то такие гаражи являются собственностью их обладателей, а пользование земельным участком — законно.

При этом возможные ссылки на отсутствие зарегистрированных прав на гаражи у таких граждан незаконны, так как их права собственности возникли еще до вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признаются юридически действительными даже при отсутствии их регистрации, которая проводится лишь по желанию собственника.

Граждане, законно имеющие гаражные боксы на праве собственности, могут их лишиться только в случае принятия решения об изъятии участков для государственных нужд путем выкупа.

МЕЖДУ ТЕМ

В Госинспекции по контролю за использованием объектов недвижимости Москвы «МК» уточнили, что за порядок демонтажа в округах отвечают префектуры в рамках Постановления правительства Москвы №614 (об освобождении земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства). Префектура курирует и выплату компенсаций. Если москвичи считают, что их права нарушены, решать споры придется в судебном порядке. В свою очередь префектура Западного округа, где «МК» пытался прояснить ситуацию по ликвидации гаражей, заняла глухую оборону. В течение нескольких недель ответ нам так и не дали.

Заголовок в газете: Старики и разбойники
Опубликован в газете «Московский комсомолец» №27057 от 18 марта 2016 Места: Москва

Купить и не попасть под снос

В последние годы в Москве и области проходит волна сноса гаражей. Как и почему это происходит подробно раскрыто в нашей статье: «Почему происходит снос гаражей в Москве» В этой статье попытаемся подробнее объяснить, каким образом обезопасить себя от рискованного приобретения готового или постройки нового гаража.

По самым скромным подсчетам и данным официальной статистики за последние годы в Москве снесли более двадцати пяти тысяч гаражей. Такая ситуация сложилась с большим числом гаражных кооперативов. Весь вопрос заключается в том, что гаражные кооперативы владеют землей на правах аренды. Арендованная земля принадлежит городу, а срок аренды имеет свою конечную дату. Обязанностью городских и муниципальных администраций является перспективное развитие и благоустройство территорий, находящихся в их управлении. Составляются и утверждаются перспективные планы развития этих территорий. И когда срок аренды земельного участка подходит к концу, чиновники администрации просто отказывают в ее продлении, так как на эту территорию уже имеются утвержденные планы использования.

И гаражные постройки на этом участке являются абсолютно лишними и подлежат сносу. Следовательно, покупка готового гаража или возведение нового, вопрос, требующий определенной степени владения ситуацией и наличия информации по этому вопросу. Суть полезной информации заключается в осторожности приобретения гаража или его постройки на арендованных у города участках. Важно знать, есть ли у предпринимателей — кооперативщиков договор аренды, когда заканчивается срок аренды и какие перспективы на ее продление. Так же важно знать перспективный план КИО (комитета имущественных отношений) Санкт-Петербурга на ту территорию, где вы собираетесь иметь гараж.

Всего в городе на сегодняшний день насчитывается около четырехсот земельных участков, где располагаются гаражные кооперативы и коллективные автостоянки. Общая площадь участков, которые город сдает в аренду под гаражные конструкции, — 5,8 миллионов квадратных метров. Около трехсот сорока участков имеют еще не оконченный срок аренды. Следовательно шестьдесят земельных участков находятся в «зависшем» состоянии и срок аренды им либо не продляют, либо их владение землей вообще сомнительно и используют они его без правоустанавливающих документов. Это значит, что не сегодня-завтра территорию у них отберут.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector