0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Карбюратор с электронным управлением

Электронный экономайзер мощностных режимов для карбюратора

В карбюраторных системах состав смеси определяется сечениями жиклеров и конструкцией карбюратора. Однако конструкция карбюраторов СОЛЕКС позволяет осуществить электронное управление рядом систем карбюратора на основе анализа параметров нагрузки двигателя, что позволяет обеспечить более гибкое управление составом смеси. Такое управление может осуществляться как системами с обратной связью, функционирующей на основе информации о реальном составе смеси, получаемой от лямбда-зонда, описание которой приведено в разделе «Снижение вредных выбросов в окружающую среду», так и системами без обратной связи, реализующими требуемые характеристики на основе электрического или электронного управления сечениями топливных жиклеров. Описание такой системы рассмотрено ниже.

Одной из основных систем, требующих управления, является система экономайзера мощностных режимов, обеспечивающаю дополнительное обогащение смеси на режимах больших нагрузок. Электронное управление экономайзером мощностных режимов во многом аналогично электронному управлению составом смеси в системах электронного управления смесеобразованием и с точки зрения карбюратора осуществляется с помощью тех же самых исполнительных устройств — актюаторов карбюратора. Особенно актуально элестронное управление экономайзером мощностных режимов для систем с двумя карбюраторами, так как она обеспечивает одновременное управление изменением состава смеси синхронно в обоих карбюраторах, чего трудно добиться в отдельных карбюраторах при управлении экономайзером разрежением из впускного коллектора.

Для управления актюаторами главной дозирующей системы карбюраторов в простейшем случае можно использовать сигнал управления электромагнитным клапаном ЭПХХ от МПСЗ, изменив соответствующим образом структуру прошивки в соответствии с ее описанием в разделе «Микропроцессорная система зажигания (МПСЗ )». В этом случае клапан-актюатор холостого хода либо постоянно открыт при работе двигателя, либо управляется обычным блоком управления ЭПХХ соответствующей модификации карбюратора СОЛЕКС, а актюатор главной дозирующей системы открывается по сигналам от МПСЗ в соответствии спрошитыми параметрами. При этом в строках страниц ПЗУ, соответствующим малым значениям разрежения (порядка ниже 25 мм рт.ст.) клапан-актюатор главной дозирующей системы открыт, а при больших значениях разрежения — закрыт. Для разных прошивок, переключаемых посредством октан-корректора, можно установить разные пороги разрежения для включения экономайзера, обеспечив тем самым различный режим вождения (нормальный , экономичный или спортивный). Сечение топливного жиклера актюатора выбирается в этом случае исходя из максимальной производительности экономайзера (см . характеристики карбюратора 21041-31 в разделе «Основные тарировочные характеристики карбюраторов ДААЗ типа СОЛЕКС»). В более сложных системах возможно осуществит плавное изменение проходных сечений жиклера актюатора главной дозирующей системы изменением скважности управляющего сигнала на основе величины разрежения, получаемого с контакта 4 блоку управления МПСЗ.

В качестве карбюратора, осуществляющего электронное управление экономайзером, наиболее удобно испльзовать карбюратор СОЛЕКС 21053-1107010-53, имеющий оба актюатора и достаточно подходящие сечения больших диффузоров, с учетом замены жиклеров в актюаторах холостого хода и главной дозирующей системы. Однако эти карбюраторы достаточно редко встречаются и, кроме того, практически любой карбюратор СОЛЕКС можно модернизировать для осуществления электронного управления экономайзером мощностных режимов. Наиболее подходящим для двигателем большого рабочего объема является карбюратор СОЛЕКС 21041-1107010-10, имеющий наибольшие среди карбюраторов СОЛЕКС сечения больших диффузоров. Доработка экономайзера мощностных режимов заключается в отворачивании крышки экономайзера, удалении крышки, диафрагмы и поддиафрагменной пружины экономайзера, выворачивании топливного жиклера экономайзера и установке через бензомаслостойкую прокладку специального переходника на место крышки экономайзера. Актюатор главной дозирующей системы заворачивается в переходник с обратной стороны. Специальный штырь в середине переходника при установке нажимает на шариковый клапан экономайзера, обеспечивая его постоянное открывание независимо от разрежения, а собственно открывание и закрывание экономайзера осуществляется клапаном актюатором, определюяющим также и проходное сечение жиклера.

Читать еще:  Не работает сигнал улитка

Ниже показан внешний вид переходника экономайзера:

Внешний вид карбюратоа СОЛЕКС 21041-1107010-61 с электронным экономайзером мощностных режимов на основе клапанов-актюаторов, установленных через переходник, показан ниже:

Чертеж для изготовления переходника экономайзера приведен ниже:

Карбюратор с электронным управлением

Системы подачи топлива с электронным управлением

Продолжение. Тема № 3. ЭЛЕКТРОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ

Содержание

Продолжение. Тема № 3. ЭЛЕКТРОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ

Лекция №5

3.3. Системы подачи топлива с электронным управлением

3.3.1. Карбюраторы с электронным управлением

3.3.2. Электронные системы впрыскивания топлива

Типичным примером электронного карбюратора является система «Ecotronic» (рис. 3.7) — устройство, сохраняющее стехиометрический состав рабочей смеси (коэффициент избытка воздуха λ=1), обеспечивающее оптимальный состав смеси на режимах пуска, прогрева двигателя, отключение подачи топлива на принудительном холостом ходу, а также поддержание заданной частоты вра­щения коленчатого вала в режиме холостого хода.

Рис. 3.7. Карбюратор с электронный управлением системы «Ecotronic»:

1 — трехкомпонентный каталитический нейтрализатор; 2 — датчик кислорода; 3,4 — датчики соответ­ственно температуры охлаждающей жидкости и положения дроссельной заслонки; 5 — привод воз­душной заслонки; 6 — электропневматический привод дроссельной заслонки первичной камеры; 7 — блок управления

Система «Ecotronic» обеспечивает согласованное управление дроссельной и воздушной заслонками. Так, при пуске двигателя установочное устройство при­открывает дроссельную заслонку на угол γдр, при котором обеспечивается ма­ксимальное значение частоты вращения в режиме холостого хода. Воздушная заслонка закрывается до положения, обеспечивающего холодный пуск двига­теля. После пуска двигателя дроссельная заслонка автоматически устанавли­вается в положение, которое зависит от температуры охлаждающей жидкости. По мере прогрева установочные устройства постепенно закрывают дроссель­ную заслонку и открывают воздушную.

В режиме принудительного холостого хода дроссельная заслонка закрывает­ся в большей степени по сравнению с нормальным положением при данной тем­пературе охлаждающей жидкости. Образование рабочей смеси прекращается. При появлении нагрузки на двигатель дроссельную заслонку приоткрывают до положения, при котором подача горючей смеси в цилиндры возобновляется. По такому же принципу обеспечивается прекращение подачи горючей смеси при калильном зажигании после выключения зажигания.

Для поддержания стехиометрического состава горючей смеси используется сигнал датчика кислорода (λ-зонда), который устанавливается в выпускном трубопроводе. Установочное устройство при этом изменяет положение воздуш­ной заслонки. Воздушная заслонка приоткрывается, если при работе двигателя на обогащенной смеси датчик кислорода фиксирует отсутствие свободного ки­слорода в отработавших газах двигателя.

Электронный блок управления (ЭБУ), представляющий собой микропроцессор с постоянно запоминающим устройством, имеет устройства ввода информации, синтеза информации и вывода команд управления. Аналоговая информация от датчика положения дроссельной заслонки и датчика кислорода преобразуется в цифровую. Частота вращения коленчатого вала определяется путем преобра­зования временного интервала между двумя последовательными импульсами системы зажигания. В постоянно запоминающем устройстве записаны данные опорных точек для установочных устройств положения воздушной и дроссель­ной заслонок, частоты вращения коленчатого вала, температуры охлаждающей жидкости.

После обработки информации выходные сигналы усиливаются и подаются на исполнительные механизмы.

Система «Ecotronic» получает питание от бортовой сети автомобиля.

Применение карбюраторов с электронным управлением позволяет поддер­живать оптимальный состав горючей смеси и оптимальное наполнение цилинд­ров на различных режимах работы двигателя, повысить топливную экономич­ность и уменьшить содержание токсичных веществ в отработавших газах, повы­сить надежность системы топливоподачи, а также облегчить техническое об­служивание в эксплуатации. Однако и эта система имеет предел в отношении адаптации к режимам работы двигателя.

Управление карбюратором – что из себя представляет и как устроено

Современные карбюраторы – это не просто топливораспределительный узел автомобиля, но и по-настоящему «умная» деталь. Использование всевозможных электронных системы управления позволило совершить реальный прорыв в концепте карбюраторных агрегатов, когда, казалось бы, инжекторы вытеснили их из привычной сферы использования. В итоге, карбюраторы нынешних автомобилей являются чуть ли ни обучаемыми роботами, которые самостоятельно отлаживают свою работу и делают эксплуатацию машины для водителя в разы комфортабельнее. Более подробно именно о том, как это происходит и возможно в принципе, поговорим в представленной ниже статье.

Читать еще:  Как выбрать диски для автомобиля

Электронное управление карбюратором – что это такое

С 50-х годов прошлого столетия карбюраторы начали активно использоваться в конструкции бензиновых средств передвижения. Поначалу, естественно, диковинная и очень удобная деталь для качественного смесеобразования нравилась всем и особой критики не подвергалась. Однако по истечению некоторого времени карбюраторы стали обыденностью машиностроения, вследствие чего к ним появилось все большее и большее количество вопросов.

Чаще всего критиковали систему смесеобразования, суть которой заключается в принципе «подсоса» воздуха в цилиндры, что и определяет объёмы формирования топливно-воздушной смеси, зачастую явно завышенные.

Долгие годы автомобильные инженеры хотели исправить имеющийся недочёт, однако проблема оставалась актуальной. В начале 70-х годов, когда борьба карбюраторных и инжекторных агрегатов начала обостряться, «с миру по нитки» удалось нейтрализовать, пожалуй, главный недостаток на тот момент в конструкции и функционировании карбюраторов. Нейтрализация произошла посредством организации электронного управления узлом.

Электронные карбюраторы стали настоящим прорывом в те года, однако даже они не смогли навязать достойную конкуренцию инжекторам. В любом случае, карбюраторные агрегаты – не редкость и на современных дорогах, поэтому их электронизация актуальна до сих пор. К слову, такая организация работы карбюратора является одним из лучших среди возможных вариантов, ведь при сохранении первоначальной конструкции узла «умная» электроника позволяет наладить его оптимальное функционирование на всех этапах раскрутки мотора.

Функции электронного оборудования карбюраторов

На этапах зарождения электронное оборудование карбюраторов не могло реализовать всё то, что от него реально требовалось. Несмотря на это, поступательное развитие электроники и работа автомобильных инженеров позволили сформировать из неё настоящий мозг топливораспределительного узла. Сегодня электронное управление карбюратором позволяет:

  • Стабилизировать обороты холостого хода. Для достижения этой цели используется электрический экономайзер принудительного холостого хода (ЭПХХ). Данный элемент карбюраторного узла позволяет организовать наиболее оптимальный режим мотора на холостом ходу. Экономайзер контролирует отдельные канали и жиклёры поступления топливовоздушной смеси в мотор, когда тот работает в холостом режиме (как при стоянке на месте, так и при движении по инерции). ЭХПП карбюратора имеет свою настройку и никак не связан с воздушной заслонкой. Схема подключения экономайзера представляет собой соединение узла с контроллерами работы двигателя, которые в совместном режиме работы через электронный блок управления настраивают холостой ход автомобиля под наиболее оптимальное функционирование в данный момент времени. Блок управление ЭПХХ – есть тот самый «мозг», контролирующий объёмы топлива и периоды их поставки в цилиндры мотора при работе его в холостую, что позволяет экономить литры бензина при передвижении на автомобиле;
  • Прогревать двигатель автомобиля при запуске до тех пор, пока его работа не станет стабильной. Эта функция также осуществляется благодаря ЭПХХ, что опять же исключает управление заслонкой дросселя на холостом ходу. Такой подход к работе карбюратора не только продлевает ресурс мотора посредством его грамотного прогрева, но и позволяет владельцу автомобиля существенно экономить на топливе. Отметим, что в некоторых видах электронных карбюраторов обогащение топливно-воздушной смеси на этапах прогревания мотора происходит не через экономайзер, а через движение дроссельной заслонки. Однако сейчас это большая редкость, в силу грамотной организации системы ЭПХХ;
  • Отключать или, напротив, усиливать подачу топлива в цилиндры двигателя при возникновении такой необходимости. Происходит это посредством либо уже изученного нами ЭПХХ (отключает подачу топлива в мотор, если машина катится по инерции на холостом ходу, то есть без нажатой педали газа) и другого экономайзера, который подключается к работе при высоких оборотах мотора и исключает его перегрев из-за недостатка топлива. Такая возможность электронного управления карбюратора иногда позволяет сэкономить топливо, а в некоторых случаях – предотвратить серьезнейшие поломки автомобиля.
Читать еще:  Тюнинг кпп лада ларгус

Как видите, электронное оснащение карбюраторных узлов – это очень полезна вещь, зачастую экономящая автовладельцу немалые средства.

Особенности функционирования «карбюраторной» электроники

Итак, выше были детально рассмотрены функции электронного управления карбюратора, с которыми всё предельно просто. «Как происходит их реализация?» — вполне резонный вопрос, возникающий у многих людей, которые желают разобраться с карбюраторными узлами более подробно. Для того чтобы ответить на него, сначала обратим внимание на следующую схему:

В целом, по рисунку всё понятно. Электронное управление карбюратором реализуется по принципу двухстороннего взаимодействия датчиков узлов автомобиля, которым посвящена отдельная статья на нашем ресурсе, и электронным блоком управления (ЭБУ). Последний, к слову, может быть как единым устройством для всех электронных составляющих карбюратора, так и отдельным для каждого из них. В любом случае, принцип работы электронного управления останется неизменным и будет заключаться в следующем алгоритме:

  1. Блок управления запрашивает информацию у датчиков мотора, обращаясь к ним по электрической цепи автомобиля;
  2. Получив и проанализировав полученные данные, ЭБУ решает – нужно ли как-либо реагировать на работу двигателя или нет. Если ответ положительный, то блок управления передаёт управляющий сигнал устройствам и датчикам карбюратора, которые осуществляют необходимые действия.

Данный алгоритм циклический и повторяется огромное количество раз в процессе функционирования автомобиля.

В целом, с электронным управлением карбюратора разобраться не столь сложно, если понять базовые принципы его реализации, которые были детально рассмотрены и описаны выше. Надеемся, статья дала ответы на интересующие вас вопросы. Удачи на дорогах!

Устройство современного автомобиля

Назначение карбюратора: приготовление горючей смеси в определенной пропорции смеси воздуха и топлива.

Карбюратор состоит из:

— дроссельной и воздушной заслонок

— системы холостого хода

— системы управления подачи воздуха на холостом ходу

Дополнительные элементы карбюратора:

— привод дроссельной заслонки (электропневматическое сервоустройство)

Шток перемещает дроссельную заслонку с помощью рычага закрепленного на оси.

Привод воздушной заслонки управляющий элемент, который регулирует качество смеси в зависимости от режимов работы двигателя. Его задача обогащения рабочей смеси путем закрытия воздушной заслонки.

Также имеется датчик, который контролирует перемещение и положение дроссельной заслонки. Один датчик контролирует температуру системы охлаждения, а второй температуру в впускном трубопроводе.

Датчик закрытого положения дроссельной заслонки включает в себя систему холостого хода.

Электронный блок управления ECU

Назначение электронного блока состоит в преобразование сигналов в цифровую форму. Выходные сигналы управляют сервоустройствами, которые уже оказывают влияние на дроссельную и воздушную заслонки. Электронные цепи ECU также регулируют управление зажиганием, переключение передач, отображение информации о диагностике автомобиля и даже расход топлива.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector